Рубль, встать в строй! В соседней Украине хотят узаконить откуп от службы в армии. А в России?
(Трибуна). Правда, как сообщает наш собкор в Киеве Александр Сидоров, некоторые украинские аналитики опасаются, что откупаться будут в первую очередь здоровые, трудоспособные люди с высшим образованием. Однако сторонники нововведения полагают, что те, кто хочет, откупаются и так, только делают это «неофициально», а так деньги пойдут в казну.
В условиях надвигающегося весеннего призыва в Российскую армию идея становится весьма актуальной и для нашей страны. Ведь при всем уважении к славному воинству соседей их призыв не идет ни в какое сравнение с российскими масштабами. В ряды украинских Вооруженных сил за год призывается примерно 45 тыс. хлопцев, в то время как за один лишь грядущий весенний призыв Российская армия попытается заполучить 170 — 180 тыс. штыков (более точная цифра станет известна несколько позже, после подписания президентом соответствующего указа). Соответственно, за год в РФ призовут свыше четверти миллиона молодых людей. И в десять раз больше парней в возрасте от 18 до 27 лет останутся на гражданке на законных и всяких прочих основаниях. В среднем в зависимости от региона и конкретной «технологии» уклонение от службы обходится от 300 до 5000 долларов. Заметим, что далеко не всегда речь идет о способе оплаты «один раз заплатил — и навсегда забыл». Нередко покупается отсрочка на конкретный призыв или, скажем, на срок обучения в вузе. То есть платить придется еще не раз.
Соблазн вывести хотя бы часть этих средств из тени и перенаправить в казну, существует много лет. Естественно, что генералитет занял глухую оборону: мы тут с большим трудом призываем одного парня из десяти, а вы предлагаете официально откупаться от армии? Служить-то кто будет?!
На возражения вроде того: «служить пойдут те, кого прельстят большие жалованье и перспективы» — противники откупа традиционно отвечают рассуждениями о социальном неравенстве. Дети состоятельных и влиятельных родителей служить в таком случае не пойдут (можно подумать, что сейчас такие служат), а вот голодная российская глубинка будет отдуваться за всю державу…
Поскольку в рассуждениях обеих сторон есть разумное зерно, спор выглядит бесконечным. Попробуем подняться над страстями и взглянуть на проблему со стороны. Почему в американскую армию народ идет добровольно, а в нашу парней загоняют под страхом тюрьмы? Только лишь потому, что у нас дедовщина и Чечня, а у них большие бабки и свежие апельсины на десерт? Про дедовщину ничего не скажу, а вот все остальное — глупость. Из Ирака в Америку сейчас идет больше трупов, чем в российскую глубинку с Кавказа. Да и жалованье у джи-ай совсем не запредельное. По их меркам, разумеется. Новобранец армии США получает 965 долларов в месяц плюс 150-долларовую надбавку за службу в районе боевых действий. Если тот же парень устроится у себя в Америке водителем-дальнобойщиком, то будет получать не меньше 3 тыс. долларов. Даже с поправкой на платную медицину и налоги — на гражданке жизнь выгоднее и вольготнее. Тем не менее служить идут: из патриотизма, из желания пострелять по живым людям, наконец, просто поддавшись на рекламу Пентагона. Кстати, у них тоже сейчас жесткий дефицит новобранцев. Но как-то выкручиваются. В основном посредством увеличения военных расходов.
Колеса изобретать и нам не придется. Если в Минобороны РФ потекут финансовые потоки, народ туда потянется. Да, конечно, в первую очередь — представители не самых благополучных слоев населения. Но тут уж не до жиру. Зазывайте контрактников поздоровее, учите их сначала писать-читать, потом воевать. И за каждое продление контракта — бонус. Как во всем мире…
Именно в таком контексте идея откупа от армии выглядит не слишком абсурдной. Давайте считать. Если верить Генштабу, то 350 тыс. ежегодных штыков составляют всего 11 процентов от общего числа призывного контингента. Следовательно, свыше 3 млн. молодых россиян попадают в число потенциального платного контингента. Сколько с них брать откупных? В свое время депутат Владимир Семенов предлагал легализовать «откос» за 3600 долларов, но законопроект не прошел. В Грузии официальная годовая отсрочка стоит 92 доллара, а бессрочная — 920. В Армении, Киргизии и Узбекистане пропустить призыв стоит от 150 до 550 долларов. Турки ценят своих «пацифистов» дороже: где-то в районе 10 тыс. долларов.
Даже если мы выберем золотую середину, то есть будем брать откупных больше, чем в Грузии, но на несколько порядков меньше, чем турки, речь пойдет о многих дополнительных миллиардах рублей в казну. А если установить пропорцию распределения денег, как в той же Грузии (20 проц. собранных средств — в госбюджет, 80 проц. — на счета Минобороны), кто знает, возможно, и наши строгие генералы со временем смягчат свою непримиримую позицию?
Игорь ЕЛКОВ
НОМЕР ОТ: 30 МАРТА, 2005 ГОДА
***