Российский футбол погрузили на государственную платформу. Интервью генерального директора РФС Александра Тукманова
(Новая Газета). Кто к нам с мячом придет? Похоже, что российский футбол уже окончательно погрузили на государственную платформу. Свидетельство тому — очередная презентация кандидата на пост главы РФС Виталия Мутко. Напомним: прежний президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков не без участия высокопоставленных государственных деятелей решил покинуть свой пост. Выборы нового главы назначили на 2 апреля.
Кандидатов оказалось четверо: Анзор Кавазашвили — в прошлом известный голкипер, Михаил Жуков — вице-президент ФК «Шинник», генеральный директор РФС Александр Тукманов и сам Виталий Мутко — сенатор, бывший президент питерского «Зенита».
Понятно, что две первые фигуры в данном состязании выполняют роль статистов — так, для создания видимости многоальтернативных выборов. А основная борьба развернулась между Виталием Мутко и Александром Тукмановым. Суть ее в том, что нынешний генеральный директор РФС, что называется, играет на чужом поле, поскольку питерского сенатора поддерживают те самые высокопоставленные деятели, устроившие спектакль под названием «Уход Колоскова с российской футбольной сцены».
На презентации Виталия Мутко глава Федерального агентства по спорту Вячеслав Фетисов, депутат Госдумы Владислав Третьяк, спикер оной, известный футбольный эксперт Борис Грызлов, а также сам Виталий Леонтьевич долго и страшно рассказывали о нынешнем состоянии нашего спорта номер один. Смысл сводился к тому, что футбол находится в тупике и для его развития нужны амбициозные проекты. А амбициозные проекты возможны, только если на пост главы РФС придет господин Мутко. Иначе просто никак. Товарищ Грызлов даже заявил, что готов возглавить еще не созданный попечительский совет и всячески помогать российскому футболу. Но только если на выборах победит питерский Мутко.
Получается, что если к футбольной власти придет Тукманов, то фигушки вам, а не государственная поддержка.
Господин Фетисов также не смолчал: он посетовал, что при нынешнем руководстве РФС как-то маловато у нас побед, и ему трудно поверить, что в России невозможно создать нормальную футбольную команду. Вячеслав Александрович, видимо, малость подзабыл, что именно при Колоскове сборная СССР завоевала золотые олимпийские медали и «серебро» на чемпионате Европы 1988 года. Кстати, начальником той команды, проигравшей в финале евро-88 легендарной сборной Голландии, был именно Тукманов.
С господином Тукмановым я встретился за несколько дней до шумной презентации. Просто интересно стало, как это он отважился пойти против государственного напора на общественную организацию — Российский футбольный союз.
– Честно говоря, мне звонили многие коллеги, друзья и спрашивали, почему я не выставляю свою кандидатуру на пост главы РФС. Наверное, просто стеснялся, ведь мы столько лет вместе с Вячеславом Колосковым проработали. Казалось, что логичнее было бы уйти с поста генерального директора вместе с ним. А потом решил, что мой опыт, мои знания могут еще послужить российскому футболу. Тем более я не чувствую себя слабее других кандидатов: у меня нет никакого параллельного бизнеса, я всю жизнь отдал футболу.
— Как отнесся Колосков к вашему решению?
— Безусловно, прежде чем выдвинуть свою кандидатуру, я позвонил ему. Объяснил, что получил предложение от Союза ветеранов, что меня люди поддерживают. Вячеслав Иванович ответил: если чувствуешь в себе силы и поддержку регионов, то выдвигайся.
— Вы достаточно плотно ассоциируетесь с Вячеславом Колосковым, как-никак вместе проработали 17 лет. Для вас на выборах это плюс или минус?
— Только плюс. Вячеслав Иванович — человек с колоссальным опытом работы, с огромным международным авторитетом. Люди на местах к нему относятся с безусловным уважением. Многие жалеют, что так все произошло. Наверное, можно было бы сделать по-другому. Мягче.
— Один из кандидатов на пост главы РФС — господин Мутко — занимает государственную должность. Опять возникает вопрос о совмещении…
— Я отрицательно на это смотрю. Хотя многие говорят о плюсах такого совмещения: мол, Виталий Леонтьевич, возглавив РФС, может использовать свой ресурс во благо футбола. А что ему мешало это сделать год назад? Тот же самый вопрос можно было бы задать и Драганову. Он, будучи вице-президентом РФС и одновременно государственным деятелем, в основном ограничивался только словами…
Футболом нельзя заниматься по совместительству. Я знаю, что в программе Виталия Леонтьевича есть пункт, где говорится о создании некоего фонда, где будут аккумулироваться бюджетные деньги, какие-то спонсорские средства, еще что-то. И из этого фонда будут финансироваться некие программы. Да ради бога. Создавайте любые фонды. Никто вам этого не запрещает. Один вопрос: почему нельзя было сделать это раньше?
— Не боитесь, что вас вынудят сойти с предвыборной гонки?
— Кто это может сделать?
— Но кто-то же убрал Колоскова.
— Вячеслав Иванович просто устал, наверное. У него поизносился защитный слой. А потом, назвав трех кандидатов на пост главы РФС, он тем самым просто сказал: «Валяйте, ребята. Пробуйте. Посмотрим, что получится у вас…».
— Скажите, должность президента РФС больше политическая или административная?
— Это государственный пост. Слишком много в футболе сконцентрировано: и эмоций, и ресурсов. Чтобы всем этим управлять, нужно быть государственным человеком.
— Первые государственные лица и их окружение уже сделали свою ставку?
— Скажем так, по слухам, один из кандидатов — фигура, поддерживаемая властью. Только непонятно, это выбор или отторжение данного человека от себя. Не хотелось бы распространяться на эту тему. Вы же сами все понимаете.
— Не обидно бывает, когда многие наши политики ассоциируют себя исключительно с победами российской сборной? После очередного выигранного матча они приходят к футболистам в раздевалку, дают «исчерпывающие» комментарии. При поражениях же указанные граждане резко дистанцируются от сборной, старательно поливая грязью все руководство РФС, тренеров и игроков.
— Политики очень много внимания уделяют своему пиару. А пиар хорош тогда, когда есть успех. Никто не будет садиться рядом с людьми, которые испытали горечь поражения. Ведь это только у победы есть много друзей, а у поражения — ни одного. К сожалению, подобное происходит только в нашей стране. Я знаю, что многие сборные и Англии, и Франции, и Италии, и других стран переживали не самые лучшие моменты, горькие поражения, но никто от них не отворачивался.
— Каковы основные тезисы вашей предвыборной программы?
— Безусловно, надо укреплять отношения с государственными структурами. Лоббировать закон о профессиональном футболе. Введение дополнительного урока в школе. Надо вводить льготное налогообложение для спортсооружений, детских спортивных школ. Для всего, что работает на футбол. Я не прошу, чтобы наши партнеры и спонсоры, вкладывающие деньги, пользовались какими-то льготами. Основной мой тезис: не государство должно помогать футболу, а футбол должен укреплять государство. Есть два пути развития: эволюционный и революционный. Я за первый вариант. Революционный период мы уже пережили. Нам это ничего не дало ни в политике, ни в экономике, ни в искусстве. Нигде.
— Вы собираетесь перед выборами встретиться с Фетисовым и Тягачевым?
— Я с ними прекрасно знаком. Если они захотят со мной встретиться и у них будет что мне сказать, я готов.
— А вам есть что им сказать?
— Конечно. У нас есть много общих программ, и не стоит противопоставлять одно ведомство другому.
— Многие президенты федераций жалуются на то, что им катастрофически не хватает денег. Как с этим обстоит дело в РФС?
— В 1999 году наш бюджет составлял 68 миллионов рублей. Сегодня он достиг суммы почти 650 миллионов. Думаю, что сможем увеличить его до одного миллиарда. Я заявляю об этом совершенно ответственно. Прошу отметить, что ни одна федерация сегодня не может похвастаться такими цифрами. Причем в этом плане помощь Федерального спортивного агентства весьма незначительна: выделяемые им средства для нас — просто крохи.
— Не так давно РФС проанонсировал свой проект о создании собственного стадиона…
— В этом плане нашу инициативу поддержал Роман Абрамович. Мы написали совместное письмо Юрию Лужкову, чтобы нам выделили земельные участки. Юрий Михайлович уже дал соответствующее поручение. Так что с бизнесом мы дружим.
— Сейчас все чаще на телевидении появляются передачи, посвященные будущему российского футбола. Содержание их навевает, мягко говоря, грусть и безнадегу…
— Будущее у российского футбола, безусловно, есть. Сегодня, после периода, когда вся страна превратилась в один большой рынок, мы возвращаемся к тому, что открываются новые спортивные школы, футбольные поля, стадионы. У нас есть талантливые мальчишки. Нужно только все правильно для них организовать и сохранить их в отечественном футболе. Поверьте, через два-три года у нас будет нормальная сильная команда.
— В свое время вы достаточно резко выступили против приглашения иностранного тренера в сборную России. Почему?
— Это мое убеждение. Можно пригласить иностранца, но это опять будет эксперимент. А если у него не получится? Мы пойдем на поклон к нашим тренерам. Что мы им скажем? Извините, что мы предпочли иностранца вместо вас? Для них это будет оскорблением.
Но сейчас главный тренер сборной — Ярцев. Поэтому говорить о кандидатурах на его пост просто некорректно. Ярцев прекрасно все понимает, осознает ошибки, которые он совершил. Наверное, ему просто не хватило мудрости после завершения отборочного цикла перед чемпионатом Европы в Португалии. В Португалии он обжегся. Сегодня Георгий Александрович, может быть, более трезво оценивает свои возможности. Но так или иначе все станет ясно после двух ближайших матчей сборной России.
Беседовал Руслан ДУБОВ
28.03.2005
***