САМАРА — «Волготанкеру» не удалось без потерь расстаться со своим крупнейший клиентом — «ЮКОСом». Пароходство объявило, что в нынешнем году его перевозки могут сократиться на 18%. Впрочем, в компании надеются в ходе навигации собрать дополнительные заказы. Эксперты допускают, что «Волготанкеру» это может оказаться под силу.

В 2004 г. «Волготанкер» перевез около 11 млн. т нефти и нефтепродуктов, его выручка за девять месяцев 2004 г. составила более 4 млрд. руб., чистая прибыль — 309 млн. руб. Флот Волготанкера» насчитывает 353 судна дедвейтом 1,25 млн. т. Около 95% перевозок «Волготанкера » — нефть и нефтепродукты, около 5% — металлопродукция. Основные заказчики в 2004 г. — «ЮКОС, «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, «Башнефть» и независимые трейдеры. Менеджеры «Валготанкера» контролируют около 80% его акций, 20% принадлежит государству.

После того как в 2001 г. «Волготанкер» перестал принадлежать «ЮКОСу» и стал позиционироваться как независимый перевозчик наливных грузов, руководители пароходства не раз заявляли о намерении диверсифицировать свой бизнес и уменьшать зависимость компании от «главного» заказчика. По словам вице-президента «Волготанкера» по связям с общественностью Андрея Клейменова, доля грузов «ЮКОСа» в общем объеме перевозок нефти и нефтепродуктов еще четыре года назад составляла 85%. А в 2004 г. от опустилась до 52%.

Но в нынешнем году «ЮКОС», шатающийся «под ударами государства, отказался от услуг «Волготанкера». Сначала «Волготанкер» объявил, что без проблем найдет замену основному клиенту. Но в минувшую пятницу пароходство обнародовало информацию о сформированном пакете заказов на летнюю навигацию. Из данных компании следует, что пока у пароходства недостает почти 2 млн. т экспортных грузов. По словам Клейменова, в прошлом году компания перевезла на экспорт около 6,9 млн. т, а сегодня в планах на 2005 г. значится 5,1 млн. т — 3,25 млн. т на северном направлении и 1,85 млн. т на южном. Так, в общем пакете заказов появились перевозки грузов компании «Роснефть» из самарского куста в объеме 1,25 млн. т. Эти грузы появились вместо 4 млн.т «ЮКОСа», которые, по словам Клейменова, пароходство перевозило отсюда в прошлом году. При этом, по словам Клейменова, объем внутренних перевозок в нынешнем году не изменится. Таким образом, объемы перевозок компании в нынешнем году снизятся на 18%.

Клейменов говорит, что обнародованные цифры не окончательные, они не учитывают грузопотоки, о которых сейчас продолжаются переговоры, включая перевозку сырой нефти в южном направлении. Он отказался назвать компании, с которыми идут переговоры, но высказал предположение, что в итоге снижение объемов экспортных перевозок будет не очень» большим, в районе 5-10%. Компенсировать потерю «ЮКОСа», по его словам, позволили не только продукция «Роснефти», но и новые для пароходства потоки из Нижнекамска, а также увеличение перевозок на Каспии.

Начальник аналитико-инфомационного центра компании «Новошип» Юрий Песков считает, что по сформированному сейчас пакету заказов на навигацию 2005 г. судить о будущих объемах перевозок «Волготанкера» преждевременно. Он полагает, что компания в состоянии добрать заказы на перевозку экспортной нефти уже во время навигации — приблизительно до уровня прошлого года. Песков отмечает, что «по количеству судов типа «река — море» у «Волготанкера» сейчас конкурентов нет», а объем транспортировки нефти и нефтепродуктов независимо от изменения структуры собственников… в общем останется примерно на том же уровне.

Начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов тоже считает, что у «Волготанкера» есть шанс увеличить в ходе навигации портфель заказов. Он отмечает, что в 2005 г. объем речных и морских перевозок нефти увеличится. Но, по его словам, привлекать новых клиентов компании сложно из-за неясной ситуации с собственниками пароходства. «Чем скорее компания решит эти вопросы, тем больше вероятность того, что «Волготанкер» приблизит объем перевозок в этом году к уровню прошлого года», — полагает он.

Александр Комраков

Глеб Столяров

Ведомости

понедельник 28 марта 2005 г.

№ 53 (1335)

*