Какой поджог, какой пейзаж! “Вернисаж в Измайлове” сожгли торговцы с соседнего рынка?
(«МК» 28.03.). В Москве есть районы, которым на роду написано гореть. В древние века регулярно полыхал Кремль, в лихом ХХ веке то и дело занималась огнем Пресня. В нашу эпоху жареный петух то и дело клюет Измайлово. С завидной регулярностью полыхает рынок “АСТ”, а в субботу огненная стихия добралась до самого крупного московского вернисажа. И такая взаимосвязь не случайна. Этот пожар еще до его окончания успели окрестить “самым крупным за последнее время риэлторским поджогом”. Результатом пожара стал один труп, двое пострадавших и масса вопросов, на которые теперь предстоит ответить прокуратуре.
Когда на место происшествия прибыл корреспондент “МК”, от ресторана с претенциозным названием “Дворец русской трапезы” остался только парадный вход. На левом столбе крыльца, вытесанного в псевдорусском стиле, сиротливо осталась висеть издевательская табличка “Не курить”.
По словам очевидцев, примерно в 13.29 над основным куполом здания, прикрывавшим главный зал ресторана, взметнулся столб пламени. Картина была, как говорили торговцы, словно из голливудского блокбастера. Некоторым привиделся даже гриб по типу ядерного взрыва. Моментально огонь перекинулся на остальную часть ресторана с двускатной крышей, двумя угловыми башенками и позолоченными двуглавыми орлами наверху. Пожару присвоили пятую, самую серьезную категорию сложности. Площадь возгорания, как потом утверждали огнеборцы, составила около тысячи квадратных метров. Положение осложнялось тем, что у пожарных машин не было свободы для маневра в забитом деревянными постройками пространстве. Для тушения пришлось использовать даже вертолет МЧС с резиновой емкостью для воды.
Машины пожарных сумели протиснуться на территорию комплекса по наклонному пандусу с “кремлевскими” каменными зубцами. В них расположено еще одно заведение общепита. Трактир “Русское подворье”, выстроенный из кирпича, нисколько от огня не пострадал. Ограниченное пространство не позволяло машинам как следует развернуться. И первыми пострадали от этого ледяные зайцы и снегурки. Штабная машина огнеборцев сокрушила скульптуры, которые для услаждения взоров посетителей ресторана умельцы выстроили в ряд между рестораном и бревенчатым храмом Святителя Николая. По прихоти судьбы уцелел только хвост от Золотой рыбки и громадное яйцо Фаберже на трехногом ледяном ночном столике, за которым и разместился штаб по тушению пожара.
Пока пожарные боролись с пламенем, администрация догорающего комплекса пыталась спасти хоть что-то из имущества. Корреспонденту “МК” удалось связаться с пресс-секретарем заведения.
— От комментария по поводу пожара мы отказываемся!
— Почему?
— Потому что все поголовно находимся в шоке.
Шок выразился в том, что хозяева сгоревшего ресторана мешали пожарным, бестолково метались у них под ногами с большущими “братинами” и “ендовами”, расписанными под хохлому. Позже выяснилось, что есть из этих изделий все равно нельзя — в суматохе спасали продукцию мастерских народного промысла, а отнюдь не имущество ресторана.
Еще до того, как пожар полностью потушили, стало известно об одной погибшей, поваре заведения, и двоих пострадавших. 44-летняя Тамара Леонтьева, мать взрослых детей и профессиональный повар, устроилась на работу три месяца назад. Зарплату Леонтьевой положили в триста долларов, однако женщина была недовольна и собиралась вот-вот уходить из-за конфликта с шеф-поваром. Повариха, как вспоминают ее сослуживцы, была человеком очень ответственным. Работая каждый день, Тамара предлагала ввести посменный режим. “Давай я два дня буду народ кормить нормально, а остальные два дня народ будет есть помои. Так будет справедливо”, — выговаривала она начальству. Тамара Антоновна сгорела заживо еще до приезда пожарных.
Пострадавшая, 28-летняя Мария Татаринова, тоже устроилась на работу за два месяца до трагедии. До этого она находилась в отпуске по уходу за ребенком. В ресторане молодая женщина совмещала работу официантки и посудомойки. Застигнутая пламенем, женщина выпрыгнула в окно. Теперь несчастная находится на больничной койке в тяжелом состоянии с переломом шейного позвонка и ожогами. Вслед за ней таким же способом спасся еще один 40-летний работник ресторана Александр Поршнев, который получил ушибы, но от госпитализации отказался.
Апокалиптическую картину катастрофы дополняла… свадьба. Правда, гуляли брачащиеся в другом ресторане, неподалеку, но тоже деревянном, и под треск пламени самозабвенно вопили “Горько!”.
А рядовые торговцы взирали на пожар с некоторым злорадством и без устали щелкали фотокамерами на мобильниках. Большинство из коробейников никогда не переступали порог пафосного заведения. Цены в заведении запредельные, а из всех русских блюд, как утверждают торговцы, там “только очень дорогой кавказский шашлык”. Кроме того, настоящих художников коробило внутреннее убранство в псевдорусском стиле. Мастера народного промысла на полном серьезе были уверены, что два сгоревших на крыше “кремлевских” орла покрыты, как купола церквей, сусальным золотом, а само безвкусное убранство ресторана тянет на миллион долларов. (Позднее информация о золотых орлах не подтвердилась, птицы оказались крашеными.) Сами умельцы из числа резчиков по кости, дереву или специалистов по росписи перегородчатой эмали устроили в ресторане штаб-квартиру, перетирая свои дела, обмывая удачную сделку или же выгодный контракт. Тут же совершался и акт купли-продажи тех предметов антиквариата, которых нипочем не найдешь на прилавках в свободной продаже.
Завсегдатаям повезло, так как в тот день, по утверждению администрации, ресторан “Дворец русской трапезы” не работал по причине того, что там велись ремонтные работы. Даже спустя годы после открытия “Дворца…” дерево усыхало, растрескивалось, и здание приходилось постоянно подновлять. Причина была в конструктивных недостатках постройки. Какая-то “светлая голова” придумала “одеть” металлические опорные конструкции в деревянный сруб. Торговцы вернисажа с удивлением узнали об этом, только когда ресторан полностью прогорел: “А мы-то думали, что его построили дедовским способом, без единого гвоздя…” И тут же окрестили пепелище “рейхстагом” из-за обгоревшего скелета главного купола, действительно напоминающего кадры военной кинохроники.
Прокурор Восточного округа Валерий Уваров перед камерами журналистов сразу отметил, что причиной пожара стало “занесение открытого огня”. Прокуратура уже возбудила уголовное дело по факту поджога. Со следователями полностью солидарны и коробейники. В ответ на вопрос корреспондента “МК” о том, кто мог поджечь ресторан, одни указывали в сторону гостиничного комплекса “Измайловский”, а другие — в прямо противоположную, к метро “Черкизовская”. И те и другие грешат на торговцев с Кавказа и из Средней Азии. Якобы торгаши, которые и так уже захватили всю землю в этом районе, решили расширить торговые площади. Война за этот участок идет давно. Предполагается, что на месте вернисажа будут возведены элитные дома. Есть даже люди, которые якобы видели план застройки, разработанный одной столичной фирмой. Один из торговцев утверждает, что вернисаж пытались поджечь не один раз, но всегда удавалось погасить огонь на ранней стадии.
— На сей раз за дело взялись основательно, — заявил завсегдатай вернисажа. — Решили уничтожить самый центр. Ясно, что после такого инцидента будет ставиться вопрос о закрытии вернисажа. Мол, здесь множество старых деревянных построек, которые опасны. Да еще скажут, что все, кто появляется в Измайлове, — воры, барыги и жулики, которым нет доверия. Убрать их отсюда, да и дело с концом.
Конечно, среди обитателей вернисажа есть люди, которые живут за счет того, что попросту обдуривают покупателей и собратьев по ремеслу. Принцип, по которому действует большинство таких жуликов, в самой мягкой форме звучит так: “То ты меня используешь, то я тебя имею”. Они выдают подделки за ценные предметы старины, обменивают низкопробный товар на дорогостоящий… Здесь из-под полы торгуют и запрещенными к обороту советскими наградами, а также фашистскими атрибутами.
И все-таки Измайловский вернисаж издавна славился тем, что это — своеобразный клуб по интересам для людей творческих, коллекционеров, любителей старины и поделок. Здесь, среди бутафорского барахла, можно буквально за копейки отыскать редкие вещицы, купить очень недурные картины современных художников, которым просто не по карману места в престижных галереях. На вернисаже бывает множество туристов. Конечно, ярмарка не приносит таких доходов, как соседний вещевой Черкизовский рынок. Вот почему вторая версия антикваров сводится к тому, что на Измайловский вернисаж наступают торгаши известной барахолки.
— Азиатская мразь готова заставить всю землю своими контейнерами, — не стесняются в выражениях настрадавшиеся антиквары и художники.
По мнению торговцев и барыг, время для поджога выбрано не случайно. Миновали самые голодные для них зимние месяцы, когда покупателей на рынке немного. Вот-вот, с весенним теплом, должна наладиться выгодная торговля.
* * *
Вчера, наутро после большого пожара, на руинах вовсю работали эксперты. Следуя их указаниям, какие-то таджики разгребали головешки.
— Вот тут, немного дальше копай!
Эксперты на вопрос корреспондента “МК”, где же находится очаг возгорания, указывают на остатки двухэтажного дома. Поднимаемся по приставной лестнице наверх. Внутри — расплавленное оконное стекло, спекшееся вместе с кирпичной кладкой, сплющенные трубы.
“Вернисаж” пользовался поддержкой властных структур, в частности префекта Восточного округа Николая Евтихиева и руководителей нескольких департаментов городского правительства. Понятно, что под таким “зонтиком” его владельцы чувствовали себя довольно уверенно и не спешили делиться большими барышами с криминальными структурами. Возможно, эта уверенность их и погубила. Как показывает практика, широкомасштабный поджог — один из излюбленных криминальных методов запугивания. Он сопряжен со значительными материальными потерями непокорной стороны, и к тому же подобные дела часто спускают на тормозах.
Не исключено, что поджог связан в том числе и с возможной сменой хозяина “Вернисажа”. По слухам, вместо г-на Ушакова, руководящего рынком с момента основания, в директоры рынка прочат некую г-жу Медведеву. Впрочем, официального подтверждения этой информации нам получить не удалось.
40% площади “Города мастеров” “Русского подворья” (стеновая часть и башни) находится в собственности Москвы в лице Департамента имущества города (там размещается лицей “Данила-Мастер”). В “Русском подворье” регулярно проходили народные гулянья.
Рынок “Вернисаж” существует с 1991 года. А центр ремесел “Русское подворье”, где произошло возгорание, открылся меньше года назад — в мае 2004-го. В центре ремесел “Русское подворье” проводились обучающие экскурсии, арт-шоу и мастер-классы, проходили выставки-продажи произведений художников и скульпторов. На его территории находится также самый большой в Москве деревянный православный храм — Святителя Николая, покровителя ремесел. “Русское подворье” в ближайшее время собиралось расширяться. В планах руководства было открытие Международного многофункционального делового комплекса ремесел “Арт-палас” с правом продажи изделий.
Сами руководители называют ярмарку весьма высокопарно — Измайловский кремль. Впрочем, деревянный городок действительно очень симпатичный. По словам торговцев, сгоревшее здание строили специально приглашенные мастера с Западной Украины. В одном из своих интервью гендиректор “Вернисажа” Александр Ушаков сказал, что в свое время в Измайлове были деревянные дворцы и крепостные стены, к тому же деревянное зодчество как нельзя лучше подчеркивает национальные традиции в архитектуре. И добавил, что при строительстве применялись современные пожаростойкие материалы. Но скорее всего, как показал пожар, сгоревшие здания возводились из обычного дерева.
• Комплекс “Вернисаж в Измайлове” начал создаваться в 1991 году с выставки-продажи картин, ремесел и народных промыслов. В конце 90-х годов началась реконструкция торгового центра в стиле русского Ренессанса. В конце прошлого года завершилась работа по созданию на территории комплекса площадью 15 гектаров т.н. “Русского подворья”, в котором были воссозданы характерные элементы архитектурного облика Москвы XVII века. Здесь находится самый большой из действующих деревянных храмов в Москве — храм Святителя Николая, а также единственный в Москве “Кузнечный двор”. При художественном лицее “Данила-мастер” открыт музей антикварного и современного прикладного искусства.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ-ХУДОЖНИКОВ
Владимир ОВЧАРЕНКО:
— Я иногда бывал там и всегда удивлялся: когда же эта бандура сгорит? 10 тысяч квадратных метров почти в центре Москвы, и все это из дерева! Это в Манеже поджигателям (если таковые были) пришлось специально на крышу лезть. А здесь толпы народа, тем более была суббота. Там достаточно окурка, чтобы все загорелось. А насчет того, будет ли вернисаж и дальше работать, там ведь антикварный рынок вокруг — куда ж он денется! Но все равно, конечно, жалко. Хотя, как я слышал, городские власти собираются на этом месте опять терема построить. И опять из дерева. Я бы на их месте много раз подумал.
Олег КУЛИК:
— Это национальная катастрофа! Ко мне приезжают иностранцы, через несколько дней устают от искусства и идут куда? Естественно, в Измайлово. Там вся наша история. Провести воскресенье на вернисаже — все равно что пойти в музей. Ну а по поводу пожара я думаю так: кто-то решил все под свою “крышу” взять, какие-нибудь инвесторы. Антикварный бизнес на самом деле очень доходный.
Александр ПЕТЛЮРА:
— Так ведь мы вчера там были! Все прямо на глазах происходило. Мы с женой Наташкой поехали покупать нашим знакомым немцам подарки и увидели дымок. Еще все вокруг говорили, что вот, мол, экономят: в один удлинитель кучу вилок вставляют, и от этого замыкание происходит… Слава богу, антикварные ряды все-таки довольно далеко находились от этого подворья. Там между ними ров — нужно переходить через мостики.
Московский Комсомолец
от 28.03.2005
Сергей МАШКИН, Евгения БОРОДИНА, Ольга МИХАЙЛОВА, Дмитрий КАФАНОВ, Марина ОВСОВА.
Фото Артёма Макеева
***