С самого начала я чувствовал неладное. Предварительный показ для прессы, а никаких тебе очередей на регистрацию, столпотворений в пресс-центре. Журналистов так мало, что даже сидячие места на пресс-конференциях компаний-автопроизводителей были не роскошь, да и представляли «перья» в большинстве своем, обычные, безо всякого «автомобильного уклона» издания.

Потом из программы пресс-конференций стало понятно: «спецам» на этом шоу делать было нечего, поскольку никаких громких мировых премьер, никаких революционных идей в области автодизайна не ожидалось. А провозглашения новых тенденций в автомобилестроении — тем более.

Собственно, нью-йоркский салон, в отличие от детройтского, женевского, парижского, токийского, в последние 10 — 15 лет перестал быть местом первого бала лучших автомобильных невест. Но несколько «наташ ростовых» местного, американского, а то и японского розлива ему все-таки доставались. Нынче салон выглядит как гигантская, на тысячу разных моделей, дилерская площадка, и представлены на нем, главным образом, те машины, которые с сентября уже поступают в продажу.

Нет, модели более дальней перспективы тоже есть; есть и концепты, порой — чисто футуристические, не имеющие никакого практического смысла. Все это в большом количестве, и все это привлекательно для публики, которая может и не знать, что «первая ночь» этих машин уже прошла в других странах и городах… В общем, прошу прощения за задержку на входе и — добро пожаловать в Джавитц-центр.

Направляясь сюда, вы, конечно, проходили мимо автозаправки «Amoco»… И на цены вы внимание, конечно, обратили. Но сколько лет подряд приходилось нам сомневаться, что цены на бензин являются серьезным фактором в формировании маркетинговой и производственной политики автомобилестроительных компаний. Год за годом дорожал бензин, но на потребителя упорно «наезжали» внедорожниками, «джипопотамами» всех фирм. Что теперь? В списке дебютов местного значения таковых значится только пять. General Motors, получив по полной программе от покупателей за переориентацию производства на этот класс машин, кажется, опомнилась. Публике компания представляет только один, да и то уже «засветившийся» в Детройте SUV—2006 Chevrolet TrailBlazer SS. Но лучше бы она этого не делала. Представьте: мотор — 6,0 литра о 400 «лошадях». Зачем? Оказывается, машина способна развить скорость 60 миль в час за 6 секунд… Зачем?! «Зачем это SUV?» — спросил у представителя фирмы. «Знаете, есть любители…» — смущаясь, ответил он.

Кто может знать, как пробивают машины на рынок их создатели? Видно, начали делать этот TrailBlazer SS на волне ажиотажного спроса на SUV, ну и припозднились… То же самое, возможно, произошло и с фордовским Adrenalin, спортивным таким «траком». Предстоящим годом выпуска называется 2008-й. И знатоки могут вспомнить, что еще в 1995 году Ford впервые представил Adrenalin в качестве концепта… Это сколько же воды утекло!.. И опять (о радость конструкторов!) старт с места — 5,1 секунды на 60 миль в час.

А представляете: у нового Jeep Grand Cherokee — даже меньше пяти секунд… Производитель специально подчеркивает. Кстати сказать, представление «джипов» состоялось, как всегда, в отдельном павильоне с искусственными горками и преградами. Но на их преодоление упора уже не было. И если вглядеться в черты новых «джипов», они стали обычными «городскими» SUV, округлыми, «женственными». Хотя новый Scion t2B от Toyota и концептуальный «броневичок» от Ford очень даже квадратные, а кажущаяся массивность кузовов и малые окна придают им вид вполне милитаристский.

Однако бог с ними, внедорожниками этими. Им теперь сложно будет выжить, они теперь пройдут такой естественный отбор, что за любителей этого вида машин можно не беспокоиться.

А что у нас с другими машинами — седанами, купе и прочая, проходящими под одним словом «car». Можно было бы ожидать, что автопроизводители станут теперь к ним куда благосклоннее, а персонально американские поймут, наконец, что в классах малолитражек и среднеразмерных машин у них полный провал; отсюда и провал на рынке, где их продолжают вытеснять и японцы, и корейцы, и все кому не лень.

Детройтское автошоу не показало, что местные фирмы готовы к освоению этого сектора. Но там шел самый настоящий маркетинговый покер, и никто не хотел открывать карты… Была надежда, что в Нью-Йорке что-нибудь проявится… Да, видно, блефовали — нечему проявляться. Американские автостроители разве что нащупали друг у друга больные места и чувствительно туда укололи. GM понял, что Ford, то есть его дивизион Lincoln, окончательно зашел в тупик с Town Car, а значит, можно полностью отобрать поставки лимузинов. Вот и появился на шоу (именно в Нью-Йорке, где потребность особенно высока) 2006 Cadillac ESVe Limousine, а заодно с ним суперсовременный, нафаршированный всеми возможными электронными системами управления движением и безопасности кабриолет 2006 Cadillac XLR-v. Представлял машины, между прочим, Дональд Трамп, что позволило журналистам пошутить по поводу его развалившегося казино и разваливающегося General Motors.

Тот же Ford, а заодно и GM были уколоты Chrysler, представившим Dodge Charger Police… Да, полицейскую машину, зная, что от фордовской Crown Victoria «копы» отказываются по причине взрывов бензобаков, а от GM-вской Impala — по причине медленного старта. И это — большой, гарантированный государством кусок…

А кого «колет» Ford? Непонятно. Единственным его дебютом на нью-йоркском шоу явилась могучая спортивная машина Ford Shelby GT 500. Да, хорошая гоночная машина, вариант малосерийной GT. Побеждая на каких-нибудь гонках, она поднимет престиж компании. Но что это изменит в удовлетворении потребительского спроса и в отношении потребителей к массовым изделиям компании?

К примеру, с Ferrari, представившей в Нью-Йорке впервые (в Париже и Женеве новинка уже побывала) Ferrari F430 Spider, все ясно. Компания и участвует в гонках, и продает именно гоночные авто. Но у массовых автогигантов гонки другие. Это хорошо, например, поняла Toyota, чей люксовский дивизион Lexus пришел в Нью-Йорк подлинными мировыми премьерами — седаном Lexus IS 350 и спортивным седаном Lexus GS 450h. Изощренно стильные машины, они обладают отменными динамическими характеристиками; это умные машины, ни одна из движущихся частей которых не оставлена без электронно-компьютерной опеки. В высшей степени комфортабельные и безопасные, поскольку в случае аварии водитель и пассажиры будут попросту мгновенно обложены подушками, включая «коленную».

С этими машинами компания не просто «колет» конкурентов — Mercedes и BMW, но впрямую отвоевывает у них рынок. Обе указанные компании продают в США 18 процентов машин класса «люкс», одна Lexus — уже 14. И судя по тому, что Lexus GS 450h — бензоэлектрическая, то есть — гибрид, наступление компании продолжится. Она оперативно реагирует и на спрос, и на моду, и на экономическую ситуацию. И факт, что не стала ждать для представления названных машин других шоу, говорит сам за себя: фирма в полном смысле слова кует железо, пока горячо.

Кстати, о гибридах. На шоу их представлено аж 11. Но только некоторые их них — Honda Accord и Honda Civic, Ford Escare и Ford Focus, Toyota Prius и еще парочка — реально претендуют на то, чтобы быть купленными и гулять по дорогам. И на сей раз не демонстрировались машины на альтернативном топливе. Показная футурология, видимо, надоела.

Впрочем, не совсем. Та же Toyota, например, демонстрирует нечто похожее на самодвижущийся кокон. Так что в самый раз вспомнить рассказ Артура Кларка, где на людей надеты платья-автомобили. Есть на шоу еще много всяких развлекательных стендов, вполне интересных для публики. Она действительно может забыть о привередливости «спецов»: есть на что посмотреть, есть что подобрать себе в качестве будущей покупки, есть чем порадовать детишек.

03.25 07:58 pm | В.Черноморский, NRS.com

Новое Русское Слово

NRS.com

*