Как и почему люди врут на работе
Люди врут на работе часто. 3/5 людей, которые говорят, что они заболели, на самом деле вовсе не болеют, а решили вместо работы заняться своими личными делами или же получить лишний выходной день, показал результат опроса 305 служащих (опрос провела компания CCH).
Соискатели работы также лгут. В 12% резюме содержится ложная информация, например, соискатели приписывают себе окончание высших учебных заведений, в которых они на самом деле не учились, показал опрос, проведенный рекрутинговой фирмой Jude M. Werra & Associates.
Больше всего лгут сотрудники компаний, в которых происходят процессы слияния, поглощения и реструктуризации.
В ряде случаев работники лгут потому, что у них в компании действуют слишком строгие правила. Так, в одном медицинском учреждении на северо-западе Соединенных Штатов сотрудникам запрещалось использовать компьютеры, установленные на работе, в личных целях (для проверки банковских счетов и т.д). Но в итоге компании пришлось отменить эти правила, так как сотрудники все равно втайне проверяли на офисных компьютерах состояние своих банковских счетов и делали другие личные дела.
Конечно, почти каждому из нас приходилось лгать на работе. И легко обвинять начальников в создании атмосферы, которая поощряет ложь. Так, бывший сотрудник нью-йоркской рекрутинговой компании рассказал мне, что этой компанией руководят «хитрейшие люди», поэтому и все сотрудники компании лгут по самым разным поводам – то притворяясь, что они заболели, то увеличивая или уменьшая размер полученной прибыли.
Но корни лжи рядовых сотрудников уходят глубже. У руководителей и рядовых сотрудников разные модели поведения на рабочем месте. Рядовые работники реже, чем руководители, умалчивают о несправедливости, которую они видят на рабочем месте: 44% рядовых работников признались, что в таких случаях они предпочитают смолчать. Лишь 28% руководителей говорят о том, что они ведут себя таким же образом.
Люди придумывают самые различные поводы для того, чтобы увильнуть от работы. Так, один мой знакомый, пожилой отец работника автомобильной индустрии, «умирал» три раза (такую причину называл его сын у трех разных работодателей для того, чтобы взять отпуск).
Порой жизнь ставит работников в сложные ситуации и заставляет идти на ложь. Как вы думаете, что лучше – сказать своему начальнику, что вы не можете поехать в командировку, так как у вас на это время назначена встреча с клиентом (несуществующим), или же сказать боссу, что вы не поедете в командировку, так как ваша супруга угрожает вам разводом. Начальнику не понравятся некоторые причины ваших поступков. Я сам помню, как в моей прошлой должности руководителя бюро меня раздражали просьбы сотрудников дать им отгул, потому что «заболела няня», а «супруга уехала, и некому сидеть с ребенком».
Что, если правда повредит вашей карьере? Может, лучше солгать? Женщина-менеджер по персоналу одной из компаний говорит, что ей приходится лгать, выдумывая причины, якобы связанные с работой, для того, чтобы получить лишний выходной и решить свои семейные проблемы.
«Это помогает поддерживать у моего начальника иллюзию, что все сотрудники такие же трудоголики, как и он сам», – говорит она.
Но ложь имеет свою цену, и это связано не только с уменьшением производительности труда, но и с утратой сотрудниками чувства собственного достоинства. Единожды солгав, уже трудно остановиться. Менеджер также приписывает некоторые суммы к счетам о своих командировках и тратит полученные таким образом дополнительные суммы на свою семью.
Если вы поймали себя на лжи, то, возможно, вам стоит изменить свою жизнь. Так, литературный редактор одной из газет солгала своему начальнику два года назад перед Рождеством, сказав, что она поработает дома. Вместо того чтобы работать, она взяла свою 90-летнюю бабушку с собой в торговый центр. В конце рабочего дня, когда она была в торговом центре, ей домой позвонил начальник. Чтобы выйти из положения, ей пришлось вновь солгать, сказав, что в тот момент к ней пришел водопроводчик, и она выходила из дома вместе с ним. Потом ей было так стыдно, что она попросила начальника разрешить ей работать из дома постоянно. Начальник пошел ей навстречу.
Она стала работать на дому и больше никогда не обманывала начальника.
*