Третий по величине российский оператор сотовой связи “МегаФон” объявил вчера о начале перевода своих столичных тарифов из “условных единиц” в рубли. Его конкуренты готовятся сделать то же самое, но чуть позже. Аналитики считают, что сотовые операторы смогли бы заработать в 2005 г. на разнице курсов $80 млн.

Москвичи привыкли к тому, что стоимость минуты общения по сотовому телефону операторы в своих тарифных планах обозначают в “условных единицах”, эквивалентных доллару. Хотя во многих регионах цены уже давно указываются в рублях — “у. е.” могут просто отпугнуть клиентов.

Скоро операторы могут отказаться от “у. е.” и в столице. Впервые тариф, номинированный в рублях, москвичам предложил “МегаФон” — это произошло еще в прошлом году, а тариф назывался “Просто”. Сегодня “МегаФон” запускает новый тариф, который так и называется — “Рублевый”. “У нас есть поэтапная программа перевода на рубли всех тарифных планов”, — рассказывает советник гендиректора “МегаФон-Москва” Роман Проколов. По его мнению, считать свои расходы в долларах москвичам неудобно — ведь 80% из них получают фиксированную зарплату в рублях. Новый тариф, по словам Проколова, ориентирован на самый широкий круг пользователей — прежде всего это молодежь, а также представители малого и среднего бизнеса. За стабильность российской валюты в “МегаФоне” не беспокоятся. “Если не будет гиперинфляции, то мы не будем вносить в тариф никаких изменений”, — обещает Проколов.

По мнению аналитика “Мобильного Форума” Алексея Бойко, новым тарифом воспользуются 10-15% московских абонентов “МегаФона”. В частности, удобен он будет для пенсионеров, которые привыкли считать все свои расходы в рублях, считает Бойко. Сейчас оператор обслуживает 2,13 млн москвичей, а к концу года планирует довести количество столичных абонентов до 3 млн.

Конкуренты “МегаФона” тоже подумывают переходить на рубли. “Движение в сторону рублевых тарифов закономерно и с точки зрения существующих законов”, — указывает пресс-секретарь “ВымпелКома” Юлия Остроухова. Она напоминает, что новая редакция закона “О защите прав потребителей”, действующая с 1 января, обязывает сотовых операторов сообщать цены на свои услуги в рублях. В результате все салоны сотовой связи вынуждены держать два прайс-листа — один в рублях, а другой — в привычных “условных единицах”. “В перспективе мы тоже планируем переходить к рублевым тарифам”, — говорит Остроухова. Правда, удобство этого шага для москвичей не очевидно, ведь многие привыкли считать свои расходы на мобильную связь в долларах, полагает она.

В МТС считают, что сочетание рублевых и долларовых тарифов людей просто запутает. “Тарифы в «у. е.» стали анахронизмом, но нужно, чтобы все операторы совершали переход на рубли одновременно и по всем тарифным планам сразу, — говорит директор МТС по связям с общественностью Павел Нефедов. — Иначе мы создадим дополнительные трудности для абонентов”. И в МТС, и в “ВымпелКоме” обращают внимание на то, что для абонентов “валютные” тарифы даже выгодны, так как курс доллара по отношению к рублю снижается, а значит, с течением времени падает и цена услуги.

Аналитики соглашаются, что от перехода на рубли выиграет скорее “МегаФон”, чем его абонент. Прогнозы таковы, что в течение этого года доллар подешевеет относительно рубля примерно на 4%, говорит старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев. Значит, переходя на рубли в марте, оператор смог бы увеличить свою выручку примерно на 2%, полагает он. По оценкам аналитика iKS-Consulting Оксаны Панкратовой, доход московского “МегаФона” составит в этом году $500 млн. Таким образом, если бы оператор все свои тарифы в одночасье перевел в рубли, то по итогам года он смог бы заработать на $10 млн больше.

“Чтобы хеджировать риски, всем операторам сейчас было бы выгодно перейти на цены в рублях”, — считает Чернышев. В этом случае, по расчетам аналитика “Атона” Елены Баженовой, МТС могла бы увеличить свою московскую выручку в этом году примерно на $40 млн, а “ВымпелКом” — почти на $30 млн.

_______________________________________________________________________

“УСЛОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ” ПОД ЗАПРЕТОМ

С 1 января 2005 г. в силу вступили изменения к закону “О защите прав потребителей”. Согласно этим изменениям “информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях”. Впрочем, как пояснил “Ведомостям” председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, эта норма пока не распространяется на рекламу услуг. Сотовые операторы по-прежнему вправе рекламировать свои тарифы, указывая стоимость минуты разговора в у. е. А вот выставлять абонентам счета и вывешивать ценники следует только в рублях.

По данным исследовательской фирмы ACM-Consulting, в конце февраля в России было 81,7 млн сотовых абонентов, из них 18,1 млн – в Москве и области. Доли МТС и “ВымпелКома” на московском рынке составляли по 44%, а “МегаФона” – 12%.

Светлана Витковская

Ведомости

25.03.2005, №52 (1334)

Ведомости

*