(НИ). Неподалеку от села Молявино Нижегородской области прошли традиционные гусиные бои. Участники съезжаются сюда ежегодно и пернатых задир везут с группой поддержки – гусынями. В марте безумствуют не только коты, но и большинство представителей фауны – брачный период все-таки. Защитники природы хотя и возражают против традиции гусиных боев, но поделать ничего не могут: домашняя птица вне их компетенции.

В этом сезоне в большинстве боев

победили хозяева чемпионата –

нижегородские гусаки.

С XVII века гусиные бои практиковались во многих уголках России. Победная поступь цивилизации привела к тому, что «варварские забавы», как и правила птичьего ринга, сохранились только в Нижегородской области. Щипаться гусям дозволяется только за голову и крылья. За лапы и шею хватать запрещено – снимут с состязаний. Три укуса за крыло – гусиный нокаут. За два удара в голову следует дисквалификация: есть опасность угодить клювом в глаз, от чего лапчатый боец почти всегда погибает. Чтобы заставить длинношеего не отбывать номер, а биться по-настоящему, необходим всего один стимул – гусыня, или, как говорят здесь, любушка, которую обхаживает мартовский гусак.

В этом году в Молявино съехались 32 гусевода из Московского региона, Курска, Павлова, Богородска и других районов Нижегородской области. Каждый участник получил диплом, а победители – денежные премии от местной администрации «За сохранение старинной традиции». В администрации Павловского района «Новым Известиям» объяснили, что гусиные бои проводятся с единственной целью – селекционной. Поэтому власти и считают свои долгом поощрять народную забаву. Тем более что она прославила нижегородскую деревеньку на всю страну.

«Вырастить гуся-победителя не так уж и сложно. Главное – хорошая наследственность», – поделился с «НИ» заводчик гусей из Московской области Виктор Астафьев. По его словам, на «брачном рынке» цена многократного победителя гусиных боев доходит до 20 тыс. рублей.

Для старейшего гусевода Павлова Михаила Серова такие бои – семейная история. В начале прошлого века его дед решил поставить своего гусака против птицы заезжего английского негоцианта. Британец назначил высокую ставку – 40 рублей золотом (дом в России тогда стоил 25 рублей). Собрали Серовы с миру по нитке нужную сумму. И наш лапчатый оставил от заморского франта только пух да перья!

Гусиный тотализатор сегодня в подполье. Ставки не афишируются, но время от времени ходят слухи об очередной кругленькой сумме, сорванной командой фаворита. А вот «карьера» проигравшего бойца на этом заканчивается. Раньше побитому гусю рубили голову и отправляли в суп. В наши дни до этого дело не доходит. Тем не менее в следующем году побежденный участвовать в гусиных боях уже не сможет.

У защитников фауны к боям отношение неоднозначное. «С одной стороны, очевидна практическая польза. Эта народная традиция позволяет улучшать селекционные качества птицы и выводить новые породы гусей, – говорит «НИ» представитель нижегородского отделения Союза охраны птиц Надежда Киселева. – С другой, гусям искусственно создают экстремальные условия. Да и с этической точки зрения… Толпа пьяных мужиков, крик, мат. Ужас!». Но поделать с этим Надежда Юрьевна ничего не может – Союз охраны птиц занимается только дикими видами пернатых.

СЕРГЕЙ АНИСИМОВ, Нижний Новгород

«Новые Известия»

25.03.05

пятница

«Новые Известия»

***