Каждый двадцатый владелец сотового телефона в России становится жертвой мошенничества в сфере сотовой связи. Причем в последнее время, по данным Министерства внутренних дел РФ, случаи подобных мошенничеств значительно участились. Управление «К» МВД России, которое занимается борьбой с преступлениями в сфере высоких технологий, совместно с крупными операторами сотовой связи (чьи абоненты и подвергаются атаке мошенников) выделили основные виды надувательств россиян.

Один из самых распространенных видов мошенничества — когда пользователю на телефон звонит якобы представитель крупного оператора связи. Он сообщает, что на счету абонента не осталось ни копейки, после чего просит активировать карточку экспресс-оплаты телефонного счета и продиктовать PIN-код по указанному телефону. Доверчивый абонент, позвонив по этому номеру, слышит в телефонной трубке имитацию работы многоканального телефона сотовой компании. Сообщив PIN-код, он таким образом добровольно переводит денежные средства на счет ловкого обманщика.

Не менее распространено и вымогательство денег якобы для решения внезапно возникнувших проблем. Как выяснили оперативники Управления «К», злоумышленники в таких случаях разделяются на две группы: одна опекает родственника, чтобы он не вышел на связь, другая — организует звонок члену семьи. Сымитировав голос находящегося «под опекой» родственника, жулик сообщает абоненту, что его близкий попал в беду (например, в автокатастрофу) и просит выплатить крупную сумму, активируя несколько карт экспресс-оплаты. Суммы выплат порой достигают нескольких десятков тысяч долларов США.

В последнее время распространено мошенничество, связанное с «выигрышем» абонента в лотерею. Владельцу сотового телефона сообщают, что он выиграл крупную сумму в лотерею, организованную сотовой компанией и известной радиостанцией. Жулики, как и в других случаях, вымогают деньги у абонентов посредством активации карточек экспресс-оплаты.

«От мобильного мошенничества не застрахован никто, предостерегает абонентов коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Николай Деменчук. И здесь оператор может только посоветовать абонентам быть внимательнее, а если подобное все же с ними происходит, сразу обращаться в милицию. Вернуть отнятые обманом деньги мы в любом случае не сможем. Ну, не возвращает же метрополитен деньги, когда у его пассажиров крадут кошельки!»

Для того, чтобы не стать следующей жертвой мошенников, милиционеры и операторы сотовой связи советует придерживаться следующих правил:

1. При проведении совместных с радиостанциями лотерей и других рекламных акций сотовые компании не требуют от абонентов предварительного внесения денежных средств путем активации карточек экспресс-оплаты.

2. Активировать карточки экспресс-оплаты следует исключительно через специальный «короткий номер», указанный на карточке.

3. Если по телефону неизвестные сообщают вам, что родственник попал в беду, проверьте эту информацию и при малейшем подозрении обращайтесь в правоохранительные органы.

Татьяна Востроилова,

Фонтанка.ру

24/03/2005 16:12

Фонтанка.ру

***