Проведенное в начале 2005 года компанией ACNielsen маркетинговое иссследование показало, что самым популярным автомобильным брендом в мире является Toyota, а за ним следуют Ford и Volkswagen. В исследовании ACNielsen приняли участие 14 100 автолюбителей из 28 стран мира.

В России марку Toyota тоже любят, чтут и уважают. Автомобилей этой марки на территории России зарегистрировано уже более одного миллиона экземпляров. Правда, 3/4 из них находится на Дальнем Востоке и в Сибири и имеют правое расположение руля. Но все же, продажи новых «правильных» леворульных машин этой марки растут сейчас «как на дрожжах», ежегодно возрастая в два и более раза. А в прессе «с придыханием» постоянно идут дискуссии на тему, когда же и где же Toyota построит завод в России. Видимо, вскоре это все же случится…

Справка от отдела аналитики LADAONLINE: По состоянию на 1 января 2004 года по данным ГИБДД на территории России было зарегистрировано 1 080 758 автомобилей марки Toyota. Доля автомобилей Toyota в автопарке России составляет 4,84% от общего количества и 25,5% от всех иномарок. Причем 50,8% (549,3 тыс.шт.) «Тойот» находится на территории Дальневосточного федерального округа (ФО). Практически все они были завезены из Японии как «секонд-хенд» и имеют правое расположение руля. Доля марки Toyota в Дальневосточном ФО составляет 38%. Порядка 26,7% (288,3 тыс.шт.) российского пака «Тойот» сосредоточено в Сибирском ФО. Значительная часть из них также имеет правое расположение руля. Доля «Тойот» среди других марок в Сибирском ФО составляет 10,4%. На третьем месте по концентрации автомобилей этой марки находится Центральный ФО – 95,3 тыс. штук, что соответствует 8,8% от парка «Тойот» и 4,8% парка региона. В том числе в Москве на начало 2004 года насчитывалось 63,4 тысячи автомобилей Toyota, что соответствовало 5,9% парка автомобилей этой марки. Колличественные доли Toyota в других регионах достаточно ровные. В Северо-Западном и Уральском ФО по 3,7% (по 40 тыс.шт.) в Южном и Приволжском ФО по 3,1% (по 34 тыс.шт).

Несмотря на то, что бренд Toyota известен в России уже достаточно давно, свое московское представительство Toyota Motor Corporation открыла только 1998 году. С 1 апреля 2002 года начало функционирование на территории России ООО «Тойота Мотор». В настоящий момент на европейской части России продажами автомобилей Toyota занимаются 17 официальных дилеров компании: пять из них находятся в Москве, четыре в Санкт-Петербурге, два в Екатеринбурге и по одному в Уфе, Челябинске, Самаре, Казани, Ростове-на-Дону и Перми. Все они не только продают автомобили и запасные части Toyota, но и обеспечивают сервисное обслуживание в полном соответствии с высокими стандартами качества Toyota. Требования к своим дилерам компания Toyota предоставляет достаточно жесткие, поэтому получить официальный статус крайне сложно. Между тем, большое количество фирм на территории России занимается продажей и обслуживанием автомобилей этой марки не имея официального статуса. Эти компании покупают машины у официальных представителей Toyota для последующей перепродажи клиентам с некоторой наценкой. Согласно экспертной оценке, таких фирм на территории России насчитывается уже более сотни. Этим фактом обусловлены большие объемы продаж при малом числе официальных дилеров. И если оценивать эффективность дилерских сетей по отношению количества проданных автомобилей на одного официального дилера, то Toyota оказывается на первом месте в России, причем не только среди иностранных марок, но и обойдя всех российских автопроизводителей.

Согласно экспертной оценке, объем продаж компании Toyota в России уже в 1992-1995 годах составлял порядка 200 машин в месяц, то есть продажи стабильно держались на уровне 2000-3000 машин в год. К сожалению, точных данных за тот период нигде не публиковалось. В 1996 году согласно официальным данным Toyota реализовала в России 3170 машин. В следующем 1997 году было продано уже 6400 автомобилей. К началу 1998-го на территории России работало уже 12 официальных дилеров. В этот «кризисный» для России год, ведущей японской компанией было продано 5979 автомобилей. А в 1999-2000 годах объемы реализации снизились до 4093 и 2307 машин соответственно. И только в 2001 году Toyota окончательно оправилась после нашего кризиса — впервые за последние три года уровень продаж начал расти — результат в 3928 машин на общем фоне выглядел очень неплохо. В 2002 году ООО «Тойота Мотор» объявило о своих значительных успехах в России. Через сеть авторизованных сервисных станций и официальных российских дилеров было продано 8630 автомобилей (8302 «Тойот» и 328 «Лексусов»). Общий объем продаж вырос на 93% по сравнению с предыдущим годом. В 2003 году продажи выросли практически в 3 раза – было продано 24809 «Тойот» и 1397 «Лексусов». Суммарный объем продаж Toyota и Lexus в 2004 году на российском рынке составил 47426 автомобилей. В том числе, было реализовано 12973 автомобиля Toyota Corolla, 9797 седанов Toyota Camry, 6156 внедорожников Toyota RAV4, 6092 автомобиля Toyota Avensis, 4964 внедорожника Toyota Land Cruiser 100, 3667 внедорожников Toyota Land Cruiser Prado и 3559 автомобилей Lexus различных моделей.

ИА LADAONLINE

*