Старь на выдумки хитра. В России планируют сократить список болезней, дающих право на инвалидность
С начала года в России резко увеличилось число инвалидов. Только за январь-февраль 2005 года получить инвалидность пытались почти 350 тысяч граждан. «Это в два с половиной раза больше, чем в прошлом году», — отметил вчера глава Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Вячеслав Прохоров.
Правда, здоровье россиян хуже при этом не стало. Столь резкое увеличение числа инвалидов связано не с эпидемией или жуткой техногенной катастрофой, а с начатой с 2005 года монетизацией льгот. Пенсионеры, осознав, что былые льготы можно вернуть, только получив инвалидность (перейдя тем самым из регионального списка льготников в федеральный), начали обивать пороги медкомиссий. Чиновники же, раскусив корыстный замысел стариков, планируют резко сократить перечень заболеваний и травм, при наличие которых присваивается инвалидность. Ведь, как заметил председатель Приволжской медико-санитарной ассоциации Евгений Никифоров, «по тем документам, которые существуют сейчас, инвалидность может быть присвоена 90 процентам пенсионеров».
Россию снова невозможно понять умом. Если во всем мире выгодно быть здоровым, и именно здоровье обеспечивает тебе процветающее настоящее и будущее, то в России, чтобы прожить, надо оказаться инвалидом.
Судите сами. Федеральные льготники помимо социального пакета (куда входят бесплатный проезд в пригородных электричках и в санаторий, бесплатные лекарства) получают еще и компенсацию — 500-2000 рублей в зависимости от категории. Что касается региональных льготников, то их благосостояние полностью зависит от щедрости местных властей. Богатые регионы, например, Москва, сохранили пенсионерам все привелегии, в том числе и бесплатный проезд на городском транспорте. Но бедных регионов больше, так что основная часть пенсионеров стала в этом году еще беднее.
Чтобы хоть как-то улучшить свой уровень жизни, пенсионеры и решились стать еще и инвалидами. Как заметил глава Росздрава, очереди на получение инвалидности есть только среди пенсионеров. Освидетельствование по больничному листу или повторное освидетельствование проходит быстро, без толчеи.
Чтобы сократить очереди и среди стариков, глава Росздрава Вячеслав Прохоров обещает создать выездные бригады, которые будут прниимать граждан в отдаленных районах. Также руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию планирует увеличить финансирование медкомиссий, чтобы компенсировать их внеурочную работу.
Но за благими намерениями Росздрава скрыватся вовсе не помощь старикам в получении возжеленной инвалидности, а желание поскорее от них избавиться. «Граждане хотят получать дополнительные льготы, каждый имеет на это право, однако не каждый обратившийся получит инвалидность», — предупредил Вячеслав Прохоров.
Это не пустые угрозы: Федеральное агентство намерено законодательно ограничить перечень заболеваний, при которых человек становится инвалидом. Правда, какие именно болезни перестанут считаться достаточно серьезными, Росздрав хранит в строжайшем секрете. Очевидно лишь то, что список оснований для получения инвалидности сократиться весьма прилично. Ведь уже сейчас федеральных льготников в стране больше, чем рассчитывали авторы монетизации.
Закладывая государственный бюджет, финансисты исходили из12 млн. федеральных льготников, однако уже сегодня их число перевалило за 15 млн. А тут на широкий каравай российского бюджета «рот разевают» еще и региональные власти. Для федеральных чиновников не секрет, что в столь стремительной «инвалидизации» пенсионеров заинтересованы и местные власти, стремясь перекинуть со своих плеч часть забот на федеральный центр.
Большинство пенсионеров, отстаивающих сегодня гигантсткие очереди на медосвидетельствование, чтобы потом сэкономить лишнюю копейку, скорее всего останутся ни с чем. Впрочем, и «уже инвалидам» не стоит преждевременно рабоваться. Если новый перечень будет принят, то на очередном переосвидетельствовании инвалид вполне может оказаться почти здоровым человеком. Не по мановению волшебной палочки, а по решению чиновников Росздрава.
Милена БАХВАЛОВА
№ 498 2005-03-23
*