Александр Тукманов: Футбол не терпит совместительства
(ВН). Через девять дней, 2 апреля, состоятся выборы нового президента Российского футбольного союза. На пост главы РФС претендуют четыре кандидата: генеральный директор этой организации Александр Тукманов, сенатор Виталий Мутко, вице-президент ярославского «Шинника» Михаил Жуков и ветеран российского футбола Анзор Кавазашвили. О своих взглядах и предвыборной программе корреспонденту «Времени новостей» Андрею ВДОВИНУ рассказал один из основных кандидатов в президенты РФС Александр ТУКМАНОВ.
— Александр Вячеславович, на ваш взгляд, должность президента РФС все-таки больше политическая или административная?
— Я думаю, что это прежде всего государственная должность. Да, РФС — общественная организация. Но футбол и все, что с ним связано, интересует очень многих людей, в том числе и государственных чиновников высшего ранга. Слишком много сконцентрировано вокруг него эмоций, нервов, ресурсов. Тут нужно быть государственным человеком, специалистом, чтобы управлять всем этим.
— Если это государственная должность, как вы считаете, власть уже сделала ставку на этих выборах?
— Слухи ходят разные. Но ведь не секрет, что один из кандидатов является членом Совета Федерации. Сложно сказать, что это: выбор, ставка, попытка устроить своего человека на новое место или что-то еще. Многие говорят, что это, может быть, и плюс. Что Виталий Леонтьевич Мутко, являясь сенатором, может во благо футболу использовать этот административный ресурс. Но я отрицательно отношусь к любому совместительству. Футбол его просто не терпит. А потом, что ему мешало и раньше использовать этот ресурс, если он, конечно, есть. Вот я знаю, что в программе Виталия Леонтьевича звучит идея создания некоего фонда, в котором будут аккумулироваться государственные средства, спонсорские деньги, бизнесмены туда будут направлять какие-то финансы. Да ради бога, создавайте любые фонды, но что вам мешало это делать раньше?
— Вы в свою очередь ассоциируетесь с президентом РФС Вячеславом Колосковым, с которым вместе проработали почти двадцать лет. Это плюс или минус на предстоящих выборах?
— Да только плюс! Я объясню почему. Это человек с огромным опытом, с колоссальным авторитетом не только в международных организациях, но и у нас. Я вот сейчас езжу по регионам и вижу, что там к Вячеславу Ивановичу относятся с огромным уважением, с теплотой, и многие даже жалеют, что так все сложилось. Понятно, что все можно было бы сделать немного по-другому, мягче, что ли. И я никогда не скажу, что годы, проведенные с Колосковым, потерянные.
— Вы советовались с ним перед тем, как выставлять свою кандидатуру?
— После того как я получил предложение от совета ветеранов баллотироваться на пост президента РФС, я пошел к Вячеславу Ивановичу и сказал: вот, хочу поставить вас в известность, что меня выдвинули в кандидаты, хочу узнать вашу точку зрения. Он сказал мне прямо: «Если чувствуешь в себе силы, если уверен, что тебя поддержат в регионах, то избирайся».
— Как раз от регионов скорее всего будет зависеть исход выборов. Все-таки из 101 голоса 77 принадлежит региональным федерациям, а еще девять межрегиональным объединениям. Так что хотят регионы от нового президента РФС?
— Может быть, некоторой большей самостоятельности в проведении соревнований, более полного финансирования. У нас есть планы по этому поводу. Намечены встречи с межрегиональными объединениями. Если я выиграю выборы, то мы обязательно их проведем. Есть уже договоренность, что в них примут участие губернаторы тех регионов, где базируются эти объединения.
— Но вас поддерживают в регионах?
— Не во всех, конечно, но поддерживают. Во мне видят прежде всего специалиста, человека который много сделал и для развития футбола, для становления материальной базы. Ведь не только Мутко принимал участие в создании той же премьер-лиги. Это не только его заслуга.
— В вашей предвыборной программе есть пункт, согласно которому РФС должен бороться за проведение серьезных международных соревнований. Страна готова к этим турнирам?
— Не совсем, конечно. Вот сейчас мы вновь выдвинули свою кандидатуру на проведение чемпионата Европы, теперь уже 2012 года. Когда мы участвовали в борьбе за ЧЕ-2008, к нашим возможностям в УЕФА после проведения доскональной инспекции отнеслись скептически, прежде всего из-за инфраструктуры регионов: стадионов, аэропортов, гостиниц. Но сейчас мы предложили новую концепцию — провести первенство континента в двух городах — Санкт-Петербурге и Москве, тех городах, к которым как раз не было претензий в этой части. И в УЕФА уже отнеслись к нашей заявке внимательно и с огромным интересом. Помимо этого мы всерьез рассчитываем на финал Лиги чемпионов 2006 года, получили согласие ФИФА на проведение чемпионата мира 2006 года среди девушек.
— Декларировались еще два масштабных проекта РФС — возведение своего стадиона и строительство так называемого Дома футбола, где разместятся и сам Российский футбольный союз, и другие организации, связанные с ним. Как сейчас обстоят дела с этими проектами?
— Дом футбола строится по плану, и, думаю, в мае-июне мы уже отпразднуем новоселье. Идут дела и со стадионом. Сейчас мэром города дано поручение найти место для строительства арены. Кстати, это совместный проект РФС и одной из структур Абрамовича. Роман Аркадьевич поддержал идею и согласился участвовать в финансировании. У нас вообще сложились хорошие отношения с так называемым большим бизнесом.
— Еще один важный вопрос — выступление национальной сборной России. Как-то Колосков сказал, что в ближайшее время нам ничего на крупных турнирах не «светит».
— Думаю, что Вячеслав Иванович это сказал сгоряча и на самом деле так не считает. Я же думаю, что, наоборот, у нас в ближайшее время будет шанс. Подрастает очень перспективное поколение, которому по силам многое.
— Вы всегда и достаточно резко выступали против приглашения в сборную иностранного тренера. Почему?
— Поймите, приглашение иностранца на пост главного тренера национальной команды — это эксперимент. Да, он может оказаться успешным. Но может же быть и провальным. И что мы тогда будем делать? Кого сделаем крайним? В команде важно найти общий язык в прямом и переносном смысле.
— А российские тренеры готовы бросить свои дела в клубах и возглавить сборную?
— Я не вел разговор с ними на эту тему. Сейчас у сборной есть тренер, который решает поставленную задачу, и вести какие-то переговоры у него за спиной, причем в преддверии двух важнейших матчей, просто неэтично.
— И все-таки вернемся к выборам. Как проходит предвыборная борьба и возможен ли компромисс?
— Некоторые совпадения в период предвыборной борьбы удивляют. Сначала меня приглашают выступить 18 марта в Думе на обсуждении «Перспектив развития отечественного футбола», получив мое согласие, слушания вдруг переносят на 24-е, когда я с командой нахожусь за рубежом, готовимся к предстоящим матчам. Но в это время появляется повестка явиться в МВД в управление по борьбе с экономическими преступлениями для дачи объяснений. Складывается впечатление, что кандидатам хотят предоставить разные трибуны для предвыборных выступлений.
Совещания во властных структурах необходимы, но в данном случае такая встреча с участием только одного из кандидатов похожа на попытку повлиять на решения участников конференции. Это, во-первых, неуважение к делегатам конференции. А во-вторых, может вызвать множество вопросов со стороны наблюдателей от ФИФА, которые не только прибудут на конференцию удостовериться в соответствии процедуры требованиям международных футбольных организаций, но и сейчас внимательно наблюдают за соблюдением принципов «фейр плей» в предвыборной борьбе. А компромисс в каком смысле?
— Ну кто-то становится президентом РФС, а вы гарантированно остаетесь на посту генерального директора.
— Смотря кто будет этим «кто-то». Но я убежден, новый президент РФС должен быть свободен в своих решениях кадрового вопроса.
Беседовал Андрей ВДОВИН
N°49
24 марта 2005 Время новостей
***