«Мы помним ту войну». Помощь освобожденным районам
20 марта 1943 года в газете «Волжская коммуна» было опубликовано постановление Куйбышевского обкома ВКП(б) «Об оказании практической помощи героическому Сталинграду в его восстановлении». Решено было взять шефство над Баррикадным районом города, а также Сиротинским и Клетским районами освобожденной области. 30 марта из Куйбышева, ушел первый эшелон со стройматериалами и оборудованием для больниц, магазинов и других учреждений разрушенного Сталинграда.
Куйбышевская область далеко не одна оказывала помощь освобожденным территориям страны. Но она раньше других начала восстановление разрушенного фашистами народного хозяйства. Сразу после разгрома немцев под Москвой, куйбышевские железнодорожники взяли шефство над Калининской магистралью. Они отремонтировали несколько локомотивов, передали оснастку для паровозного депо. Сызранская дистанция связи отправила москвичам партию семафоров, телефонов, аппаратов Морзе. А работники станции Батраки скомплектовали набор инструментов для ремонта путей.
Отступая, немцы взрывали не только мосты и железнодорожные пути, но и линии связи. Решением ГКО от 12 декабря 1941 года для восстановления телефонных и телеграфных линий в тылу стали формироваться специальные батальоны связи. Они набирались через военкоматы так же как и части Красной Армии. Батальон куйбышевских связистов работал на территории Московского отделения Калининской железной дороги, а потом в Сталинградской и Смоленской областях.
Теснимые Красной Армией оккупанты отбирали у местного населения последнее. В освобожденных районах страны не осталось скота, не было семян, сельхозинвентаря, тягловой силы. Куйбышевцы помогали незнакомым сельчанам как могли. В Сталинградскую и Воронежскую области было отправлено 4 тысячи голов крупного рогатого скота, более 10 тысяч овец, 10 тысяч голов птицы. Потом в Смоленскую область снарядили 145 вагонов со станками, электромоторами, сварочными агрегатами, продовольствием, товарами народного потребления.
Посылали и одежду. Вот как вспоминала об этом работница колхоза имени Антонова Кинельского района Аграфена Ковалева. «Пришла в село газета, а в ней статья о том, как бьются наши бойцы и что остается у людей после немцев. Наши бабы почитали, поплакали и пошли собирать вещи. Мария Кондратова первой отдала пару валенок, несколько овчин, а еще носки и варежки, которые связала для своей семьи. За ней полезли в свои сундуки другие жители села Домашки. Набрали и отправили на сборный пункт целый воз теплых вещей».
Но первую и главную помощь освобожденным районам должны были оказать специалисты своего дела. Поэтому Куйбышевский обком ВКП(б) в январе 1943 года принял решение о командировании в Сталинградскую область, Краснодарский и Ставропольский край 15 директоров МТС, около 50 зоотехников, свыше 100 комбайнеров и трактористов и даже 26 бухгалтерских работников.
Организовать их работу на местах должны был партийные органы. Считалось, что партработники были обязаны назубок знать труды Маркса, Энгельса, доклады и речи Сталина. Поэтому Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) обязало тыловые области в спешном порядке, в двухдневный срок собрать для восстановления партийных кабинетов освобожденных районов сочинения Ленина и Сталина, комплекты журналов «Большевик» и «Спутник агитатора». В предписании говорилось, что вся периодика должна была быть свежей, «за 1941 год или, в крайнем случае, за вторую половину 1941 года». Последней в перечне ЦК ВКП(б) числилась художественная литература, хотя она-то как раз и была нужнее всего, так как в освобожденных районах школы и вузы были полностью разорены. Куйбышевские высшие учебные заведения по собственной инициативе, без всяких директив собрали и направили сталинградским, воронежским и смоленским институтам тысячи томов учебной и художественной литературы.
Бескорыстно помогали освобожденным от немцев городам и простые люди. Газета «Волжская коммуна» писала в марте 1943 года: «В день сообщения по радио о взятии нашими войсками г. Харькова в сберкассу явилась эвакуированная харьковчанка – служащая т. Богданова. Она передала в фонд обороны облигации госзаймов на 1500 рублей. «Моей радости нет границ, -сказала она,- освобождение моего родного города, как и другие победы Красной Армии, вдохновляют меня на еще лучшую работу во имя победы над заклятым врагом».
Помощь освобожденным районам шла планомерно и поэтапно. В первом эшелоне для освобожденного Сталинграда были в основном пиломатериалы, инструмент, предметы домашнего обихода. Следом пошли составы со станками, сельскохозяйственным инвентарем, домашним скотом. Позже в Сталинградскую область — пахать и сеять — выехали трудоспособные старики: трактористы, агрономы, зоотехники. Специально для этой сильно разрушенной и разоренной области в Куйбышеве был собран 1 миллион 200 тысяч рублей. Благодарные сталинградцы прислали в ответ большое прочувствованное письмо. А чем они могли еще ответить?
*