2004 год, ставший одним из самых смертоносных для журналистов по всему миру, показал, что власти многих стран не в состоянии провести результативное расследование и наказать виновных. Таковы выводы авторов ежегодного доклада Международного института прессы, опубликованного на сайте организации.

По данным института, в прошлом году в 191 стране погибли 78 журналистов. Самым опасным местом для прессы остается Ирак, где погибли 23 человека. Всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2004 году погибли 27 человек, столько же — в странах Азии. На счету обоих американских континентов — смерть 15 работников СМИ. Еще двое погибли в Африке и семеро — в Европе, причем трое из них — в России.

Авторы доклада подчеркивают, что, хотя журналисты гибли по разным причинам, обзор самых разных по уровню жизни и географическому положению стран мира — Бангладеш, Белоруссии, Гаити, Гамбии, Мексики, Филиппин, Украины и других — говорит о повсеместной безнаказанности виновных в их смерти.

Хуже всего обстоят дела на Филиппинах, где за последние почти 20 лет погибли 56 работников СМИ, в том числе 12 в 2004 году, и ни один человек не был осужден в связи с этим. Также никто не понес наказания за пятерых погибших в прошлом году в Бангладеш. Такая же картина — Мексике и на Гаити, где погибли четыре и один журналист соответственно.

В России самыми известным примером безнаказанности убийц является убийство главного редактора русского Forbes Пола Хлебникова. Что касается Украины, то авторы доклада напоминают о страшной расправе над журналистом Георгием Гонгадзе, расследование которого тянется уже пять лет.

Среди главных причин возникновения столь плачевной ситуации глава Международного института прессы Йоханн Фритц (Johann Fritz) называет «неспособность допросить должным образом свидетелей, сделать выводы из обнаруженных зацепок, утерю улик, желание закрыть дело как можно скорее, коррупцию, пристрастное отношение судей, инертность или даже апатию».

«В других случаях причина более явная: правительство, которое хочет скрыть виновных или мотивы убийства, — полагает Фритц. — В таких случаях власти и устранители оказываются заодно, так как и те и другие хотят заставить журналиста замолчать».

www.lenta.ru

*