Министерством управления финансами Самарской области подведены итоги исполнения областного бюджета в 2004 году.

Первоначальный план поступления налоговых доходов в 2004 году был составлен на основе прогноза социально-экономического развития Самарской области. При этом запланированные доходы бюджета на 2004 год превысили фактические поступления 2003 года на 9 %. Данный прогноз был значительно перевыполнен. Так, при первоначальном плане налоговых доходов (без учета дорожного фонда) в сумме 15084 млн. рублей, фактические поступления составили 20804 млн. рублей (перевыполнение на 38 %). В основном, перевыполнение сложилось по налогу на прибыль (первоначальный план превышен на 86 % , т. е. на 4974 млн. рублей). Это произошло в связи с общим подъемом экономики Самарской области и увеличением прибыльности предприятий, усилением налогового администрирования. По налогу на добычу полезных ископаемых первоначальный план превышен на 45 % (298 млн. рублей). По налогу на имущество предприятий первоначальный план превышен на 288 млн. рублей (перевыполнение на 15%), что связано с поступлением недоимки за предыдущие годы.

Общим фактором, повлиявшим на рост налоговых поступлений, стала работа налоговых органов Самарской области, которые в результате проверок доначислили и взыскали в областной бюджет 387 млн. рублей.

Неналоговые доходы областного бюджета были превышены над первоначально запланированными показателями на 647 млн. рублей (72%), в основном, за счет доходов от использования имущества.

В результате развития экономики Самарской области в целом и усиления налогового администрирования были превышены и первоначальные показатели налоговых доходов местных бюджетов на общую сумму 1 636 млн. рублей (13 %).

В связи с перевыполнением первоначальных прогнозов городами и районами Самарской области вносились изменения в местные бюджеты в части распределения поступивших средств. Дополнительная дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, полученная из федерального бюджета в объеме 158 млн. рублей, была в полном объеме направлена в бюджеты муниципальных образований.

Всего в 2004 году дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности регионального бюджета составила 411 млн. рублей. Это явилось принципиально новым для региона видом финансовой помощи, которая позволила с учетом дополнительно выделенной в декабре суммы увеличить наиболее значимые направления расходов, в том числе на текущее содержание учреждений социального обеспечения, капитальные вложения областной инвестиционной программы, финансирование расходов муниципальных образований области по ФЗ «О ветеранах» и др.

Первоначально утвержденный объем собственных доходов областного бюджета был запланирован на уровне 17 млрд. 738 млн. рублей. Фактически по итогам года поступило 26 млрд. 701 млн. рублей (с учетом средств федерального бюджета), из них собственных — 24 млрд. 688 млн. рублей или 110% годового плана собственных доходов.

Расходная часть областного бюджета на 2004 год первоначально была запланирована в объеме 20 млрд. 375 млн. рублей.

Высокие финансовые результаты деятельности предприятий Самарской области, а также благоприятная конъюнктура цен на нефть способствовали получению в течение года значительных дополнительных доходов.

В результате, поступившие дополнительные доходы по итогам исполнения областного бюджета за I полугодие позволили увеличить расходную часть на 3,3 млрд. рублей, а по итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев – еще на 1 млрд. рублей.

В результате, по основным направлениям расходов областного бюджета расходы увеличены от 2 до 58% к первоначальному плану, в том числе:

по здравоохранению – на 8 % (удельный вес в общих расходах бюджета составил 13%);

по образованию, правоохранительной деятельности – на 15% (удельный вес в общих расходах бюджета составил соответственно 14% и 5 %);

по сельскому хозяйству – на 38 % (удельный вес в общих расходах бюджета составил 3 %);

по социальной политике – на 47 % (удельный вес в общих расходах бюджета составил 8 %);

по промышленности, энергетике и строительству – на 58 % (удельный вес в общих расходах бюджета составил 15 %);

Среди ключевых направлений расходов, увеличенных в течение года, можно выделить:

— расходы на мероприятия по оказанию социальной поддержки малоимущим гражданам и отдельным категориям населения увеличены на 29,6 млн. рублей в связи с ростом численности получателей пособий;

— расходы на финансовую помощь за 2004 год увеличены на 646 млн. рублей, или в 1,4 раза (без учета капитальных вложений).

В числе вносимых в течение года изменений был увеличен:

— размер фонда финансовой поддержки муниципальных образований на 158 млн. рублей;

— фонд реформирования муниципальных финансов на 97 млн. рублей, в связи с большим количеством заявок, поступивших в конкурсную комиссию по выделению средств из фонда от муниципальных образований;

— 350 млн. рублей выделены муниципалитетам на содержание, ремонт и реконструкцию дорог местного значения;

— в связи с превышением у ряда муниципальных образований области ожидаемых расходов на реализацию Федерального закона «О ветеранах» над передаваемыми из областного бюджета доходами, увеличены субвенции муниципальным образованиям на общую сумму 41 млн. рублей.

Первоначальный объем областной инвестиционной программы был утвержден в размере 2 369,3 млн. рублей, в том числе субвенции муниципальным образованиям на капвложения составили 620 млн. рублей.

В 2004 году был увеличен лимит капитальных вложений, направляемых на жилищное строительство на 473,6 млн. рублей, что позволило решить проблемы с обеспечением жильем 563 семей инвалидов и участников ВОВ, 100 семей переселить из ветхого и аварийного жилья, выдать дополнительно 560 ипотечных кредитов.

Лимит капитальных вложений по отрасли «Образование» возрос на 112,3 млн. рублей, что обеспечило в 2004 году ввод школ в Кинель-Черкасском, Нефтегорском, Кинельском районах, г. Похвистнево.

Фактически областная инвестиционная программа была профинансирована на 3 385,1 млн. рублей.

Средства в сумме 100 млн. рублей были предусмотрены муниципальным образованиям области на приобретение автобусов для пассажирских перевозок.

По итогам 2004 года расходы областного бюджета за счет собственных средств исполнены в размере 24 млрд. 099 млн. рублей, а в целом — с учетом средств федерального бюджета – в размере 26 млрд. 111 млн. рублей.

В течение года были привлечены кредитные ресурсы в размере 915 млн. рублей, погашение ранее привлеченных кредитов составило 1 млрд. 265 млн. рублей.

В целом областной бюджет 2004 года исполнен с профицитом в размере 589 млн. рублей, сообщает Информационно-аналитическое управление администрации Губернатора Самарской области.

*