Шведы переоценили казанских покупателей. «IKEA-Казань» отметила свою годовщину с убытком
Вчера руководство «IKEA-Казань» провело пресс-конференцию, приуроченную к первой годовщине со дня открытия мебельного магазина в столице Татарстана. Руководство компании фактически признало, что минувший год проработало в убыток, но при этом не скрывало своих оптимистических планов.
Ъ Первый региональный магазин IKEA в России открылся в Казани в марте 2004 года. Торговая площадь магазина с пропускной способностью до 6 тыс. человек в день составила 23,5 тыс. кв. м. Шведская компания вложила в казанский магазин $127 млн, из которых только $25 млн было потрачено на строительство, а основная часть средств была направлена на развитие.
___________________________________________________________________________
Как сообщил директор «IKEA-Казань» Питер Нильссен, за первый год работы гипермаркета в нем побывали 1,3 млн посетителей, то есть теоретически каждый житель города. А заместитель главы администрации Казани Раис Мубаракзянов назвал «IKEA-Казань» «бюджетообразующим для города предприятием». По словам господина Мубаракзянова, за 9 месяцев работы магазин перечислил в бюджеты разных уровней более 32 млн рублей налогов. Разумеется, на пресс-конференции возникли вопросы о прибыльности работы компании и ее оборотах в Казани. Относительно оборотов магазина Питер Нильссен предпочел не распространяться. По его словам, компания IKEA «устроена особым образом – мы не выпускаем отчетную статистику, чтобы нас не сравнивали с другими компаниями». Правда, впоследствии господин Нильссен признал, что за пять лет работы в России IKEA лишь в этом году выходит на прибыльность, но это касается только московских магазинов. «Казанская IKEA пока работает в убыток, и я думаю, что самоокупаемости мы достигнем как минимум через три года», —заявил „Ъ“ господин Нильссен, добавив, что финансовые показатели казанского магазина компания обнародует лишь тогда, «когда будет о чем говорить». Так же уклончиво директор «IKEA-Казань» отнесся к вопросу о том, как представлен в магазине местный производитель. «Правило IKEA – 50% в товарообороте должна занимать продукция местного производства. Но в нашем магазине пока российскому производителю принадлежит только 25% ассортимента», — сообщил он, отказавшись назвать компании поименно.
Впрочем, представляющий администрацию города Раис Мубаракзянов все-таки раскрыл несколько шведских секретов (Питер Нильссен отшутился, что «господин Мубаракзянов лучше нас владеет цифрами»). Господин Мубаракзянов сообщил, что сейчас ежемесячный товарооборот «IKEA-Казань» превышает 50 млн рублей (около 1,4 млн евро в месяц или 16,8 млн евро в год — „Ъ“). Примечательно, что год назад на открытии казанского магазина директор розничной сети IKEA в России Виктор Парма заявил, что в течение первого года объем розничного товарооборота составит в казанском магазине 45 млн евро, или 50% от объема продаж в московских магазинах.
Таким образом, реальные продажи в «IKEA-Казань» оказались более чем в 2,5 раза меньшими, чем ожидали шведы. Такое несовпадение планируемых цифр с реальными может объясняться завышенным прогнозом платежеспособности горожан, предоставленных шведской компании на стадии переговоров о строительстве мебельного супермаркета. Впрочем, представители IKEA и руководство Казани настроены оптимистично. «В следующем году мы планируем 25-30% прироста товарооборота, чтобы в конце концов достичь 90, а лучше 100-миллионной отметки», — заявил вице-мэр Раис Мубаракзянов.
ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА
№50 от 23.03.2005, СР
*