Интервью: Михаил Добындо, генеральный директор “ИжАвто”. “Мы напрямую зависим от “АвтоВАЗа”
(Ведомости). САМАРА — Два года назад Михаил Добындо был уволен с должности вице-президента по производству “АвтоВАЗа” без перемещения “по горизонтали”, чего раньше на “АвтоВАЗе” никогда не делали. Но без дела он не остался. Самарская группа “СОК” доверила Добындо управлять “ИжАвто” — заводом, который известен как производитель самых дешевых автомобилей, прозванных в народе “ежиками”. Перед гендиректором “ИжАвто” стоит задача, использовав последние ресурсы рынка дешевых машин, начать сборку иномарки. Для начала — корейской KIA Spectra.
— Как вы объясните, что в 2002 и 2003 гг. “ИжАвто” удалось достичь рекордных показателей роста продаж автомобилей “Иж” и вазовской “классики”, а в 2004 г. он не смог выполнить план. Помешало повышение цен?
— Нет, цены здесь ни при чем. В 2004 г. “классика” (я имею в виду автомобили классической компоновки — вазовские “шестерки”, “четверки” и ижевские “Ода” и “Ода Fabula” по цене от $3500 до $5000) подорожала на столько же, на сколько и в 2003 г., — в среднем по модельному ряду на 9,9% (в 2003 г.) и 8,6% (в 2004 г.).
Да, летом 2004 г. мы значительно подняли цены на Иж-2126 (“Ода”). Но в 2003 г. каждый автомобиль приносил нам убыток в 12 800 руб. и производить его при таких ценах было бессмысленно. В итоге случилось то, что случилось. Но по сравнению с ростом потребительских цен на 11% и промышленных — на 28% мы повысили цены незначительно.
В 2004 г. “АвтоВАЗ” повысил объем производства своей “классики” на 17 000 автомобилей дополнительно к плану. Летом их производство резко пошло вверх, и у нас именно в это время объемы продаж стали падать. В итоге в прошлом году “АвтоВАЗ” выпустил дополнительно 17 256 машин, а мы недоделали 17 333.
— То есть можно сказать, что вы в какой-то степени зависите от “АвтоВАЗа”.
— Мы напрямую зависим от “АвтоВАЗа”, а не в какой-то степени. Любое увеличение выпуска “классики” на “АвтоВАЗе” автоматически вызывает снижение объемов на “ИжАвто” на то же число машин.
— Почему покупают не ваши, а вазовские автомобили?
— У “АвтоВАЗа” более раскрученный брэнд. Брэнд “ИжАвто” за 90-е гг. просто потерялся. Новую модель нужно было ставить так же, как и “десятку”, в середине 90-х гг., а, по сути, ее поставили только с приходом группы “СОК”, в 2001 г.
— Эксперты объясняют снижение объемов производства “классики” снижением спроса на дешевые машины. Как вы сами оцениваете перспективы продаж “классики”?
— Емкость рынка “классики” не меняется с 1999 г. и, по нашим прогнозам, не будет меняться еще несколько лет. Ежегодно в России покупается от 260 000 до 280 000 машин классической компоновки.
— Но ведь сейчас аналитики говорят о росте благосостояния населения, что вызовет снижение спроса на “классику”.
— Я что-то этого пока не замечаю. За чертой бедности находится 27% населения. По прогнозам Минэкономразвития, номинальная начисленная зарплата к 2010 г. составит 15 700 руб., а в 2004 г. этот показатель составил 6900 руб. Даже если прогнозы сбудутся, на более дорогие автомобили пересядет лишь часть населения. В конце 2004 г. на 1000 россиян в среднем приходилось 163 машины — против 300 и 420 машин в Восточной и Западной Европе, так что рост платежеспособности должен привести к росту спроса на машины по ценам от $3500 до $5000. Ижевскую “классику” мы и дальше будем позиционировать в нише “автомобилей первой покупки”. К освоению более высокой ценовой ниши мы уже приступили, заключив соглашение с KIA Motors о сборке KIA Spectra. А осенью мы объявим о производстве еще одной модели KIA.
— Вы не планируете собирать на “ИжАвто” переднеприводные автомобили, которые будут сниматься с конвейера “АвтоВАЗа”?
— С “АвтоВАЗа” мы брать ничего не планируем. Мы сосредоточимся на корейском проекте и производстве “классики”, в первую очередь “универсалов” (“четверка” и Fabula).
— Сейчас объем продаж в России — около 1,5 млн машин в год, из которых только 1,1 млн — русские. А через несколько лет, по прогнозам, будет продаваться 2-2,5 млн. Кто обеспечит прирост предложения?
— В первую очередь нишу будут заполнять автосборочные заводы, работающие в России. Вся политика государства должна быть на это направлена, потому что завозить автомобили из-за рубежа при наличии в стране всех необходимых ресурсов — это неправильно. Все страны с сильным автопромом пользовались на этапе его создания запретительными пошлинами. В Китае пошлины до сих пор 38%, несмотря на то что они вступили в ВТО. А были больше 55%. В Иране пошлина больше 100%, в Корее. А мы… Если бы мы проводили такую же политику, наши заводы выпускали бы уже не по 130 000 иномарок в России, а по 300 000. А у нас ввозная пошлина — всего 25%.
— Какую позицию вы занимаете в споре по поводу ввозных пошлин на автокомпоненты?
— Я смотрел только проект постановления, но я так понимаю, что вопрос уже решен и пошлины будут обнулены. Конечно, это серьезный удар по производству автокомпонентов в России. Хорошо, что обнуление пошлин касается только комплектующих для промышленной сборки, а пошлины на запчасти либо останутся на том же уровне, либо будут повышены. Но если государство не проконтролирует соблюдение новых правил, будет беда.
— И все-таки что будет выпускаться в России — иномарки или отечественные автомобили?
— От традиционных отечественных машин уже надо понемногу избавляться. По-хорошему наша “классика” достаточно архаична. Но мы будем ее выпускать, пока она будет соответствовать минимальным требованиям по безопасности и по экологии и пока люди будут ее покупать.
— Сколько это еще продлится?
— В 2008 г. нужно будет переходить на требования “Евро-3”, что повлечет за собой очередное удорожание автомобилей. Поэтому к 2008-2009 гг. производство “классики” придется сворачивать.
— Что будет делать “ИжАвто” дальше?
— Сейчас наша задача № 1 — успешный запуск KIA Spectra. А дальше посмотрим. Сейчас мы собираем KIA Spectra только по лицензии и без инвестиций с корейской стороны. Возможно, мы расширим рамки партнерства с KIA или найдем другого партнера.
— Правда ли, что сейчас “СОК” ведет переговоры о партнерстве с несколькими иностранными концернами?
— Переговоры не ведутся. По крайней мере я про них ничего не знаю, а если бы они велись, я бы знал. Но “ИжАвто” — компания, открытая для переговоров. Со стороны KIA Motors мы в этом смысле никакими обязательствами не связаны. Так сложилось, что мы стали мультибрэндовым предприятием — выпускаем автомобили марок “ВАЗ”, “Иж”, KIA. И я не исключаю, что завтра мы будем собирать еще какой-то брэнд.
— По KIA Spectra заявлялся объем инвестиций в $60 млн.
— Так и есть — $62-63 млн. 28% от этой суммы уже освоено из собственных средств автозавода. Дополнительно нужно еще $2-3 млн на придание современного дизайна существующей инфраструктуре.
— Как будет локализоваться KIA Spectra?
— Не подлежат локализации узлы и детали, влияющие на безопасность, и некоторые элементы электроники из Германии и Японии. А в 2006 г. мы планируем локализовать производство аккумуляторов, шин, колесных дисков, антенн, бамперов, панелей приборов, сидений, некоторые позиции крупной штамповки. Сейчас наши предложения о производстве компонентов для KIA Spectra получили 150 предприятий. Это поставщики “ИжАвто” и смежники заводов Ford во Всеволожске, “Автофрамос”. Претенденты пройдут аудит со стороны KIA.
— В последнее время было несколько публикаций в СМИ о том, что проект KIA неудачный для “СОК”. Вы заметили?
— Разговоров действительно много. Из 400 000 иномарок, проданных в прошлом году, 300 000 проданы в сегменте KIA Spectra. Основные конкуренты нашей машины — это Chevrolet Viva, Hyundai Accent, Hyundai Elantra, Ford Focus и др. Но мы сознательно идем в эту ценовую нишу — от $10 000 до $15 000, чтобы в ней побороться.
— Ваш проект считают неудачным из-за высокой цены, а также из-за того, что KIA Spectra — это устаревшая модель. У вас есть что на это возразить?
— Nissan Maxima не меняет своего внешнего вида уже семь-восемь лет и при этом пользуется хорошим спросом. Корейские автомобильные брэнды в России уже нормально воспринимаются. Hyundai занял 1-е место по продажам, KIA пока седьмая. Европейский автомобиль класса KIA Spectra стоит сейчас на 30% дороже — тот же Ford Focus. А в 2002 г. KIA Spectra, которую мы будем собирать, была признана автомобилем года в США. Опытная партия (в 2004 г. “ИжАвто” собрал 596 автомобилей) разошлась очень хорошо, причем по высокой цене. За исключением 144 автомобилей самой дорогой комплектации с автоматической коробкой передач. Эту партию мы продавали по цене от $13 500 до $16 500.
— Сколько будут стоить серийные KIA Spectra?
— Официально цену мы назовем в конце апреля — начале мая.
— У ваших конкурентов достаточно низкие цены — например, новый Ford Focus продается по цене от $12 800.
— Я сейчас тоже могу сказать, что в минимальной комплектации, той самой, которая в пробной партии продавалась за $13 500, цена на ижевскую KIA может начинаться от $10 000. Но такой комплектации уже не будет. Уже в базовой комплектации машина будет оснащена двумя подушками безопасности, центральным замком, гидроусилителем руля, регулируемой рулевой колонкой, стеклоподъемниками и пакетом “плохая дорога”. Всех этих опций набирается дополнительно примерно на $1300.
— Как вы позиционируете KIA Spectra и как будете ее продвигать?
— Основная группа потребителей этой машины — мужчины от 20 до 40 лет, полная семья, доход на члена семьи — $300-500. Мы будем развивать потребительское кредитование, лизинг, продажи trade-in. Будем делать продуманную рекламную кампанию. Мы уже посмотрели, как раскручивался этот автомобиль в Штатах.
— Кто будет продавать KIA Spectra?
— Пока мы опираемся на существующих дилеров компании “KIA-Сандол”, их 23, ведем переговоры с дилерами “Автотора” — это еще 43 дилера. Кроме того, “СОК” планирует открыть до 14 новых автоцентров в городах-миллионниках за два года. У всех дилеров ижевской KIA Spectra будет представлена вся линейка автомобилей KIA. KIA Motors будет контролировать продажи, раньше представительство KIA в Европе было одно — в Варшаве, а теперь и в России. Усиление связано с тем, что KIA Motors поставила цель продать в 2008 г. 100 000 автомобилей в России, включая машины российской сборки.
О КОМПАНИИ
Автозавод “ИжАвто” (г. Ижевск) входит в группу “СОК”, занимает 2-е место по производству легковых автомобилей в России. Объем производства в 2004 г. вырос на 3,2% до 96 497 автомобилей. Доля продукции “ИжАвто” на внутреннем рынке — 8% (оценка Альфа-банка). Выручка в 2004 г. составила 10,4 млрд руб., валовая рентабельность — 12% (против 3,5% в 2003 г.).
В августе 2005 г. “ИжАвто” начнет серийную сборку автомобилей KIA Spectra. До конца года завод планирует выпустить не менее 8000 автомобилей KIA, а к 2007 г. выпускать 40 000 автомобилей в год. Срок окупаемости проекта — 3,5-4 года.
БИОГРАФИЯ
Михаил Добындо родился 20 ноября 1950 г. в г. Чесноковке (Алтайский край). В 1979 г. окончил Всесоюзный юридический заочный институт в Москве. В 1971 г. после службы в армии устроился на Волжский автомобильный завод (ВАЗ) фрезеровщиком. В 1996 г. назначен директором сборочно-кузовного производства “АвтоВАЗа”, в 1999-2003 гг. — вице-президент “АвтоВАЗа” по производству. В ноябре 2003 г. назначен директором, а в апреле 2004 г. — генеральным директором “ИжАвто”.
Глеб Столяров
Для Ведомостей
23.03.2005, №50 (1332)
*