24 марта в Самаре пройдет представительный Церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Самарский регион». Мы попросили Архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ рассказать, почему Русская Православная Церковь сегодня такое внимание уделяет проблемам демографии.

Вопросы демографического развития России вышли на первый план еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в октябре минувшего года. В своем докладе на Соборе Святейший Патриарх Алексий II отметил: «тяжелая демографическая ситуация, сложившаяся сегодня, отражает духовно-нравственное состояние общества, которое характеризуется как духовный регресс». Архиерейским Собором было принято специальное Заявление по вопросам демографии, в котором, в частности, сказано, что существование России «в качестве сильного, уважаемого в мире государства немыслимо без многочисленного народа».

Положения, принятые на Архиерейском Соборе, получили развитие в ходе дискуссий и докладов на Церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», прошедшем 18-19 октября 2004 года в Москве. Этот актуальный и во многом определяющий судьбу России диалог Церкви и государства переместился в регионы, в частности, в Нижний Новгород – центр Приволжского Федерального округа, и затем в Самару.

Прежде чем перейти к констатации того неоспоримого факта, что современное российское общество переживает демографический кризис, хотелось бы коротко охарактеризовать проблему в целом. Подобно тому, как прирост населения считается признаком здоровья нации и цивилизации в целом, депопуляция есть признак болезни народа и общества. Исходя из этого критерия, следует сделать вывод, что вся западная цивилизация, несмотря на видимое могущество и богатство, находится в крайнем упадке. Вот несколько цифр. За 40 лет население Земли увеличилось вдвое, но европейские народы практически перестали самовоспроизводиться. Из 47 европейских стран только одна мусульманская Албания демонстрирует уровень рождаемости, достаточный для сохранения народа. Остальная Европа вымирает. К 2050 году 100 миллионов европейцев исчезнет с лица Земли, а оставшиеся будут составлять лишь одну десятую мирового населения. Последний раз такие темпы сокращения наблюдались в Европе во время эпидемии чумы в 14 веке. Радикальные изменения структуры населения происходят и в США, где многие штаты вскоре станут полностью испаноязычными, а коренные жители останутся в меньшинстве на всей территории страны. Все это стало следствием лавинообразной духовной деградации, дехристианизации Старого и Нового света, а также десакрализации самых сокровенных сторон человеческой жизни. «Лишите народ веры, и он перестанет воспроизводить себя, а на освободившиеся территории придут иностранные солдаты и эмигранты», — резонно заключает авторитетный западный исследователь данной проблемы. С ним солидарны лучшие отечественные философы и историки, склонные рассматривать весь процесс духовного умирания Запада как расплату за его грехи. Иным и не мог стать логический финал, к которому пришло «общество потребления», ополчившееся, в конце концов, на собственных детей.

Все это необходимо знать, хотя нас, конечно, больше заботит будущее собственной страны. Тревожные данные были озвучены на демографическом форуме в Нижнем Новгороде Высокопреосвященнейшим Климентом, Управляющим делами Московской Патриархии: ежегодно в России становится на 1 миллион меньше детей, а на 100 родившихся приходится 179 убитых в утробе матери. Ежегодно до 50 тысяч женщин утрачивают дар материнства, каждая шестая женщина в России не может иметь детей. При сохранении нынешних демографических тенденций за ближайшие 50 лет население страны может сократиться, по разным прогнозам, на 30 — 40 % , т.е. будет насчитывать чуть более 100 млн. человек.

В этой ситуации общество обращает свои взоры на Церковь, как на одну из немногих сил, способных встать на пути распада и вымирания нации.

Вопреки широко распространенному мнению, что причина депопуляции связана с низким уровнем жизни, анализ демографических процессов доказывает отсутствие определяющей связи между уровнем жизни и рождаемостью. Кроме того, Россия достаточно богатая страна, особенно если учитывать ее несметные подземные кладовые. Нельзя согласиться и с тем, что низкая рождаемость – обязательный атрибут благополучия, как это пропагандирует Запад. У нас – особая страна, для которой духовность никогда не была пустым звуком, а являлась главным смыслом жизни, ее стержнем. Западные ценности были насильственно привнесены в нашу жизнь через чуждую России идеологию марксизма и разрушение традиционного крестьянского уклада в угоду идолу индустриализации. Поэтому даже явление депопуляции у нас имеет иную подоплеку, чем на «благополучном» Западе. В большинстве случаев наша молодежь не хочет иметь детей из-за духовной растерянности и, главное, по причине безверия. Россия гораздо менее пропитана духом стяжательства, который губит Запад. В последние годы осознание того, что богатство не гарантирует счастья, в нашем народе только окрепло, дополнительно ослабив навязываемые нам стереотипы. Вместе с чуждой идеологией мы постепенно сбрасываем с себя заимствованные схемы и догмы, возвращаемся к спасительным идеалам родного Православия. В нем наша сила. Только на этом пути можно обрести решения, которые безрезультатно ищут целые институты, занимающиеся проблемами демографии.

Вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения при такой демографической и социальной ситуации, как у нас, приобретают ключевую роль. Ведь достаточно вырастить одно нравственно зрелое, глубоко верующее, воздержанное, твердое в своих христианских убеждениях поколение, как многие проблемы, в том числе социальные и демографические, окажутся решенными как бы «сами собой». Православная, опирающаяся на традиции предков молодежь не пополнит армию наркоманов, алкоголиков и преступников, она не оставит своих стариков умирать от голода и холода на улице, не поддастся на многие искушения мира сего, не преступит заповедей, оставит после себя здоровое и многочисленное потомство. Кроме этого грамотная в религиозном отношении молодежь гарантирована от влияния проповедников экстремизма и разжигателей межнациональной и межконфессиональной розни. Ведь только на почве религиозного невежества наши люди становятся восприимчивыми к этому злу. Разве чиновники, ставящие всяческие препоны на пути духовного образования, запрещающие священникам приходить к детям, старательно пестующие духовный нигилизм и безграмотность этого не понимают? Странным кажется вытеснение из школьных программ дисциплин, связанных со сферой нравственных норм, на фоне той быстроты и легкости, с которой вводятся такие предметы, как «Планирование семьи», «Основы обеспечения жизнедеятельности» или «Валеология», разрушающие личность ребенка, семью и, в конечном счете, государство.

Православная Церковь рассматривает образование не как обезличенную сумму знаний, а как создание условий для духовного становления ребенка. Это непрерывный процесс передачи знаний и традиций, обеспечение связи поколений в расчете на укрепление духовных и материальных основ общества в исторической перспективе. Этой-то перспективы нас и хотят лишить те, кто препятствует развитию духовного образования. Государство признает в качестве национального достояния православные храмы и иконы, но отказывает в общественном признании духовно-нравственному воспитанию и образованию, без которых наш народ не создал бы ни одного шедевра зодчества и иконописи. Более того, государство допускает активное противодействие введению и развитию в школах основ такого воспитания и образования. Даже культуроведческий предмет «Основы православной культуры» воспринимается руководителями образования многих областей России, в том числе и входящих в Приволжский Федеральный округ, буквально «в штыки».

В обращении Архиерейского Собора по вопросам демографии первоосновой сокращения народонаселения назван «… отход от идеалов святости семейной жизни». Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизни государства. Но в современном мире супружество рассматривается как нечто архаичное, ограничивающее свободу человека. Вместо освященного Церковью брака допустимыми считаются такие отношения.

Сообщает Пресс-служба Самарской епархии.

*