Статистика, которая «знает все», показывает, что за последние четыре года, когда благосостояние российского среднего класса росло относительно стабильно, у нас произошли существенные сдвиги в характере «потребления автомобилей». Так, рынок машин отечественного производства не вырос и на пять процентов, импортных – увеличился в 2,3 раза, а подержанных иномарок – и вовсе сократился более чем в полтора раза. На этом фоне почти одиннадцатикратный рост объема продаж зарубежных моделей, собираемых на российских предприятиях, выглядит настоящей сенсацией и внушает инвесторам оптимизм. Не случайно же всё новые зарубежные автопроизводители – например Renault, Ford или Hyundai – открывают в нашей стране свои сборочные предприятия. Производство легковых машин у нас в стране становится все более выгодным делом.

В этой ситуации грех было бы не «оседлать волну», что и сделало руководство Группы «СОК», владельца одного из крупнейших российских автомобильных заводов «Иж-Авто», в чьи намерения входит поставить на отечественный рынок до конца 2005 года 8 тысяч автомобилей KIA Spectra. В 2006 году «СОК» планирует довести производство до 25 тысяч, а начиная с 2007 года ежегодный выпуск KIA Spectra преодолеет отметку в 40 тысяч автомобилей. Соглашение об организации на «Иж-Авто» сборочного производства было достигнуто «СОК» и южнокорейским концерном KIA Motors Corporation. Как предполагают авторы совместного проекта, новое автосборочное оборудование, установленное корейцами на «Иж-Авто», позволит в будущем расширить модельный ряд выпускаемых автомобилей с маркой KIA.

Одновременно Группа «СОК» получила статус официального импортера автомобилей KIA в России и до конца 2006 года намерена построить собственную сеть из 14 дилерских центров, удовлетворяющих корпоративным стандартам производителя и способных предложить конечному потребителю полный модельный ряд KIA. Реализация и техническое обслуживание Spectra, выпуск которой начнется в этом году, также, очевидно, будет осуществляться через дилерскую сеть, созданную компанией-импортером, в том числе и через дилеров KIA Группы «СОК».

KIA Spectra – автомобиль массовый, ближайший аналог Hyundai Accent и Ford Focus, но несколько более крупный и, пожалуй, более комфортабельный, приближающийся по ряду параметров к машинам более высокого класса «D». Популярными представителями класса «D», к которому приближается KIA Spectra, являются Honda Accord, Mazda 6, Nissan Primera, Renault Laguna, Opel Vectra, Ford Mondeo, VW Passat. Авто данного класса стоят на нашем рынке в пределах 22–37 тыс. долл. Ожидается, что KIA Spectra в зависимости от комплектации будет стоить 11,5–12,5 тыс. долл., что делает ее более привлекательной с экономической точки зрения. «Довольно просторный салон и багажник, тяговитый мотор, хорошие эргономика и обзорность, комфортная в городе подвеска» – так оценивает KIA Spectra ижевской сборки журнал «За рулем».

А вот как прокомментировал для РБК перспективы российской KIA Spectra Сергей Адамов, директор КОМКОН Research International: «Проведенные компанией КОМКОН в 2004 году исследования автомобильного рынка показывают, что наиболее быстрый рост платежеспособного спроса на автомобильном рынке России ожидается именно в ценовом сегменте 10–15 тыс. USD. При этом КОМКОН высоко оценивает как рыночный потенциал автомобиля KIA Spectra на российском рынке, так и перспективы сотрудничества Группы «СОК» и KIA Motors. Оптимистические оценки базируются на увеличивающемся потребительском спросе на «российские иномарки» и достаточно высоком имидже этих автомобилей.

Что касается надежности, то в России KIA Spectra прошла все необходимые испытания, включая тесты на управляемость и устойчивость, а также самый главный российский краш-тест на полигоне НИЦИАМТ в подмосковном Дмитрове. Основным импортером автомобиля сегодня являются США, где KIA Spectra была признана «автомобилем 2002 года». А американцы, как известно, буквально помешаны на безопасности.

По словам главы российского представительства концерна, положение, которое занимает Группа «СОК» как производитель и дистрибьютор на автомобильном рынке России, позволяет ей стать важным стратегическим партнером компании KIA Motors.

«Получение статуса официального дистрибьютора – это новый этап долгосрочного, перспективного и взаимовыгодного сотрудничества между KIA Motors и Группой «СОК», способствующего эффективному продвижению автомобилей марки KIA на территории России», – говорят в российском представительстве KIA Motors.

В отношении совместного проекта «Иж-Авто» и KIA Motors в представительстве KIA Motors в России и СНГ подчеркивают: «Мы довольны сотрудничеством с Группой «СОК» и тем, как развивается проект KIA Spectra». «Мы впечатлены сроками реализации и верим в успех проекта», – заявил корреспонденту «НГ» представитель концерна KIA Motors. На «Иж-Авто» за два года было сделано то, на что в других странах уходило по 5–8 лет. Это обусловлено прежде всего наличием серьезного производственного потенциала «Иж-Авто» и возможностью использовать уже имеющиеся производственные мощности, а не строить завод «в чистом поле».

Что ж, тенденции развития российского автопрома пока только радуют. Ведь на самом деле приятно, когда отечественные «Лады» и «Нивы» конкурируют с отечественными же Hyundai, Ford и KIA. И деньги остаются в России, и потребитель доволен.

Николай Разборов

# 55 (3451) 22 марта 2005 г.

Независимая Газета

*