(НГ). Все-таки – как прилично мы жили. Было, скажем, в мужском обиходе выражение «выходной костюм». И у некоторых этот предмет имелся в платяном шкафу. Где эти понятия и обозначаемые ими вещи? Где платье в широком, унисексуальном смысле этого слова? Где шкаф, он же гардероб, а не ячейка в стенке? Где грань между выходом и входом? Где свободный внутренний карман пиджака для носового платка, который нынче, коли имеют, носят в нагрудном или, варвары, даже в брючном?..

И кавалеры, и дамы ходят в штанах:

торжество унисекса.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

_______________________________________________________________

Так вот, о штанах. Этого понятия тогда, в благословенные времена борьбы со стилягами, твистом и опиумом для народа, как именовали порочный интерес к Библии, не было. То есть оно было, но в ином ряду. У приличной особи мужского рода могли быть брюки, а могли – джинсы, последние считались рабочей одеждой и продавались в одноименном магазине на Сретенке. А штаны жили только в рассказах молодого Горького, которые проходили в школе в соответствии с программой, утвержденной Министерством образования. Наряду с Песней о Соколе, который рожден летать, а не ползать.

Многие полагают, что перестройка освободила пытливые умы. То, что читали надомным способом, стало можно получить в библиотеке. Путевки на озеро Балатон, которые выдавались по блату лишь ударникам коммунистического труда, можно стало приобрести через туристическое агентство. Радио Свобода больше не глушат, самиздат отмер за ненадобностью, есть право на забастовки в отдельно взятых областях, как в географическом, так и в профессиональном смыслах этого слова. И никто не помнит, каковы под всем этим жертвы. А урон большой: исчезли не только политические анекдоты, КПСС и антисоветчики, но испарился подлинный дендизм. Бывшие денди ушли в бизнес, умерли или женились на провинциалках. Хорошим тоном стало зарабатывать деньги, а не пить на чужие. Сморкаться в пальцы. Пересказывать анекдоты, услышанные по телевизору. Пить растворимый кофе. Обедать не в Домжуре, но в Макдоналдсе. Смотреть видео, а не ходить на премьеры в Большой театр. И никто не помнит, что перед выходом из дома нужно побриться, расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки, застегнуть верхнюю пуговицу пиджака, смочить духами носовой платок и погладить брюки, чтобы на них была стрелка.

Скоро слово брюки станет анахронизмом. В словарях его снабдят пояснением устар. Может быть, оно останется лишь как однокоренное прилагательное в словосочетании женский брючный костюм. Устарело же слово юбка, и новое поколение уже может и не понять фразеологизм юбку задирать. Эта же участь ждет, понятно, и мужские брюки. Потому что все основные позиции заняли унисексуальные Штаны.

Обидно за кожаные ремни, специальные клапаны для карманных часов и ширинку – нынешние универсальные штаны устроены на резинках, но без гульфиков. То есть предполагается, что и малую нужду разные полы нынче справляют по одному сценарию. И если именно за это боролся интернациональный феминизм, то его можно поздравить с безоговорочной победой. Штаны победили всякую другую одежду. Кажется, кое-кто из особей мужского пола еще надевает по случаю смокинг, но и эта модель устаревает на глазах: женщины носят смокинги, устроенные как комбинезон. Сны Веры Павловны сбылись в столь полном объеме, что и не снилось Писареву с Добролюбовым. Все в штанах, исключения делаются только для шорт в теплую погоду.

А что же джинсы? Увы, и эта ковбойская форма превратилась в те же штаны. Конечно, можно это объяснить убылью коров, но и такое пояснение лишь констатирует общее упрощение нравов. Под флагом борьбы с предрассудками мы все потеряли девственность. Мы больше не пишем писем от руки, не говорим слов любви в постели, не звоним по телефону поблагодарить за угощение, не поздравляем письменно с днем рождения, не ходим на поминки и даже взятки даем без улыбки. Мы распрощались с устарелыми привычками, но, увы, ничего не нашли взамен. Разве что на все случаи жизни – Штаны.

Зато в большой моде чтить религиозные праздники, отнюдь не будучи верующими. Даже соблюдать посты. Я знаком с несколькими светскими дамами, которые предпочитают католичество, поскольку во время воскресной проповеди там можно посидеть. К слову сказать, и в штанах. Никоим образом не покушаясь на свободу вероисповедания, заметим лишь, что это довольно смешно. То есть вера выбирается из соображений удобства, как и наряд. Идет все это несколько в ущерб женственности, но, понятно, излишняя сексуальность тоже вещь хлопотная.

Свободные штаны – отнюдь не признак аскетизма. Это удобство, тяга к которому захватила мир. Это отрицание условностей, это сродни бунту против такого смехотворного аксессуара, как мужской галстук. Это даже не трехдневная щетина, которую все-таки надо лелеять. Это скорее своего рода нудизм… Чувствую, что строг, надо справиться, что по этому поводу думает Папа Римский. Но – нам не нужна новая идеология, нам даже не обязательна общая вера, но нам необходимо общее чувство юмора и чувство меры. Нам как воздух нужны хорошие привычки. Нам нужно говорить, по слову незабвенного поэта, друг другу комплименты. Нам нужно срочно реабилитировать слово манерничать. Нам попросту нужно себя любить и собой гордиться. И мужчинам, и женщинам. В штанах и без…

Начнем с чистки ботинок. С глаженья брюк. Со стрелок. Позвоним маме или – сходим к ней на кладбище. Дадим взаймы. Извинимся. Отдадим долг соседке и угостим ее пирожком. Пропустим вперед. Скажем спасибо, когда нас облаяли. Отложим месть. Подставим другую щеку. И – погладим брюки, а штаны отдадим нуждающимся. Обнимемся, что ли…

Николай Климонтович

# 55 (3451) 22 марта 2005 г.

Независимая Газета

***