* Киргизия и «революция тюльпанов»

    * Споры о будущей королеве

    * Белгород — «советский остров»

    * Школьные обеды и политика

В отличие от Грузии и Украины, где Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко в конечном итоге одержали победы, киргизская оппозиция не имеет объединяющей фигуры

«Файнэншл таймс»

Киргизия и «революция тюльпанов»

Британская пресса обращается к событиям в Киргизии. «Файнэншл таймс» описывает сцены противостояния и беспорядков, говоря, что это вызывает растущую обеспокоенность международного сообщества, и отмечая, что Россия осуждает участников акций протеста, а Соединенные Штаты призывают к «диалогу» между оппозицией и правительством.

«Кыргызстан, — пишет газета, — третья из бывших советских республик, которую сотрясают протесты, вызванные подтасовками выборов — вслед за Грузией и Украиной. Однако аналитики говорят, что пока рано говорить о том, удастся ли оппозиции свергнуть президента, как это произошло в Тбилиси и Киеве. Они указывают, что, в отличие от Грузии и Украины, акции в Киргизии уже оказались омрачены насилием, что увеличивает риск серьезного кровопролития,» — пишет «ФТ».

«Москва, которая поддерживала непопулярных президентов в Грузии и Украине, пока остается в стороне от происходящего. Но российский президент Владимир Путин видит в Акаеве верного союзника. Возможно, Москва считает, что Акаеву удастся справиться с протестами и без ее помощи. В отличие от Грузии и Украины, где Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко в конечном итоге одержали победы, киргизская оппозиция не имеет объединяющей фигуры. Нет у нее и символа, подобного красной розе в Грузии и оранжевому цвету на Украине, хотя в качестве такого символа уже кем-то был предложен желтый тюльпан,» — рассказывает «Файнэншл таймс».

Согласие Аскара Акаева на пересмотр результатов выборов в некоторых округах «Дейли телеграф» называет «первой победой демократического движения» в республике. Газета уже цитирует деятелей оппозиции, говорящих о «революции тюльпанов», а согласие Акаева на переговоры называет «первым признаком слабости».

Газета британских консерваторов также сравнивает происходящее в Киргизии с событиями в Грузии и на Украине и отмечает, что «ситуация там потенциально более нестабильная: на юге уже имели место межнациональные столкновения в 90-е годы между многочисленным узбекским населением и киргизами, которые держат власть в своих руках. Кроме того, страна занимает стратегически важную позицию: там расположены как американские, так и российские военные базы. Внимательно следит за развитием событий и Китай,» — отмечает «Дейли телеграф».

Споры о троне

Дебаты о престолонаследии бушуют тем временем в Британии. В ходе парламентского заседания выяснилось, что, когда принц Уэльсский Чарльз женится на Камилле Паркер-Боулс и унаследует престол, Камилла, как пишет «Гардиан», «станет королевой, хотя и не королевой Камиллой».

Для того, чтобы Камилла все же не стала королевой — чего, по результатам опросов, не желает уверенное большинство британцев — необходимы поправки к существующим законам не только в самой Британии, но во всех 17 странах Содружества, где главой государства по конституции является британский монарх.

Уже месяц продолжаются в Британии разговоры о браке, о том, какой титул будет носить Камилла после свадьбы, а также после того, как Чарльз станет королем, но лишь вчера правительство, как пишет «Дейли телеграф», «впервые признало, что Камилла станет королевой.»

А управление по конституционным делам пришло к выводу, что брак Чарльза и Камиллы не будет морганатическим, то есть таким, где супруга не претендует на королевский титул. И без изменения существующего закона эту ситуацию не изменить.

«Гардиан» цитирует одного из членов парламента, который заявил, что «королевский дом все это время знал, что Камилла станет королевой, но лишь теперь — в ответ на прямой парламентский запрос — ему пришлось об этом открыто заявить».

Представитель же монаршего семейства говорит, что, если какие-то поправки и необходимы, то они вполне могут быть приняты в Законе о цивильном листе — своего рода табели о рангах британского общества.

Власть плаката

«Индепендент» публикует репортаж своего корреспондента из Белгорода, где, по словам автора, существует «советский рай, где власть еще сохраняет моральное большинство».

В городе корреспондента встретил известный плакат «Не болтай», где женщина с суровым взглядом прижимает палец к губам, призывая сограждан не разболтать врагу великую военную тайну. В белгородской версии та же женщина призывает горожан не выражаться нецензурно.

В городе прилюдная нецензурщина наказуема штрафом от 500 до 1500 рублей, причем высшая ставка применяется к тем, кто выругается в присутствии детей, рассказывает автор.

«В городском ночном клубе участники массовых танцев должны — по закону! — ограничивать свою численность одной парой на квадратный метр имеющейся площади. Разгоряченные групповые обжиманцы запрещены, да и в любом случае ночные клубы закрываются уже в 10 часов… А День святого Валентина, безусловно содержащий угрозу похоти, уже давно заменен здоровым праздником городской христианской молодежи,» рассказывает корреспондент «Индепендент».

Автор подробно излагает содержание своих бесед с архитектором этой городской идеологии, Павлом Беспаленко, «советником несколько авторитарного губернатора Евгения Савченко».

Сидя под портретом президента Путина, Беспаленко с энтузиазмом излагает белгородское видение жизни, которое, «на взгляд любого жителя западной страны, корнями уходит в 50-е годы» прошлого столетия.

В области «формируют идеал молодого человека — воспитанного в духе патриотизма, здорового и физически развитого, уважающего Родину и знающего историю своей страны».

Хотя Беспаленко признает право людей на принятие собственных решений, он настаивает на том, что государство должно играть роль в процессе воспитания личности.

«Как ни удивительно, — восклицает пораженный корреспондент «Индепендент», — большинство горожан не возражают против той роли, которую играет в их жизни господин Беспаленко!» И добавляет: «В отсутствие массового недовольства Белгород, похоже, может стать примером хороших манер и воспитанности для всей остальной России».

Позовите повара!

Заботу о подрастающем поколении проявляют и в Британии. В течение нескольких месяцев наиболее известный повар в стране — Джейми Оливер — проводит в нескольких школах страны масштабный эксперимент со школьными обедами, пытаясь заменить замороженные гамбургеры с жареной картошкой и бесконечные чипсы натуральными, здоровыми обедами, которые и готовились бы непосредственно в школах.

После серии телепередач о школьном эксперименте шеф-повара, который, кстати, сам был школьником еще не так давно, родители в массовом порядке начали требовать улучшения рациона для своих детей.

Проблема — помимо гастрономического и медицинского аспектов — в канун парламентских выборов приобрела и отчетливо выраженный политический характер.

Причем, как пишет «Таймс», министры уже отрицают, что «пытаются оседлать конек Джейми Оливера». Но дополнительные деньги уже пообещали, хотя и не в тех масштабах, о которых говорит Джейми Оливер и которых добиваются родители.

«Гардиан» в сердцах заявляет, что «даже во время Второй мировой войны, когда продукты были по карточкам, а поставки зависели от удачи морских конвоев, которые подвергались смертельной опасности от немецких подводных лодок, дети в школах питались лучше, чем сегодня».

Газета вспоминает последнюю крупную перемену в школьном питании: уже много лет назад тогдашний премьер-министр Маргарет Тэтчер отменила в школах бесплатное молоко, после чего в школах и началась эпоха так называемой «junk food» — «мусорной еды», а в школьных дворах и коридорах стала популярна дразнилка «Thatcher the milk snatcher», т.е. «Тэтчер — похитительница молока».

Теперь же, пишет газета, министр образования Руфь Келли должна набраться решимости и стать для школ «похитительницей чипсов», от чего выиграл бы рацион и здоровье нынешних и завтрашних школьников.

Обзор подготовил Дмитрий Карпов, Русская служба Би-би-си

22 марта 2005 г., 04:36 GMT 07:36 MCK

Би-би-си

***