Что покупали и что будут покупать россияне
(Газета). В прошлом году россияне приобрели рекордное количество новых иномарок — 350 тысяч. Причем в отличие от предыдущих лет, они отдавали предпочтение более дорогим автомобилям — от 12 до 20 тысяч долларов. Список аутсайдеров формировался явно не по ценовому признаку: в нем оказалась и Volvo XC90 стоимостью 68 тысяч долларов, и Chevrolet Lacetti за 13 800 долларов, и сразу три автомобиля Volkswagen (Golf, Bora и Pointer). Некоторые из неудачников не успели раскрутиться, но большинство не отвечают оптимальному соотношению цены и качества.
Потребительский бум
В прошлом году через официальных дилеров в России было продано 350 тысяч новых иномарок, что на 157 тысяч больше, чем в 2003 году и на 305 тысяч больше, чем в 2000-м.
По мнению экспертов, такие результаты свидетельствуют не только о росте уровня жизни населения, но и о развитии кредитования. Кроме того, рост продаж обусловлен и развитием сетей: сегодня на российском рынке официально представлено более 40 марок, которые предлагают около 250 различных моделей.
Официальные представительства в России в прошедшем году открыли компании Nissan, Mazda, Peugeot, Skoda, Porsche и Jaguar. Все это осложнило жизнь «серым» дилерам. Через них, по неофициальной информации, в 2004 году было продано всего 5 тысяч машин, что в три раза меньше, чем в 2003 году.
Слабое звено
Однако рост объема продаж коснулся далеко не всех, и им в этом году придется провести работу над ошибками. Вся двадцатка неудачников, чьи продажи не превысили 713 автомобилей, представлена в таблице. Так, в прошлом году хуже всего продавались Volvo XC90 (всего 506 автомобилей). В числе аутсайдеров оказались модели Subaru Legacy, Chevrolet TrailBlazer и BMW X3. Неважно обстояли дела и у Volkswagen: его модели Golf и Bora не превысили барьер даже в 700 автомобилей, было куплено всего 713 VW Pointer.
Середняки
Чуть лучше показатели у Audi A4, Peugeot 407, Volvo S80 и Kia Shuma, но и они не дотянули до рубежа в две тысячи автомобилей. Своих хозяев нашли 2055 автомобилей Hyundai Santa Fe. Примерно на том же уровне продавались Opel Vectra и VW Passat: количество проданных автомобилей варьируется в пределах от 2 до 2,5 тысячи штук. Модели Mazda 3, Mitsubishi Outlander и Scoda Octavia улучшили свои показатели по продажам, попав в сегмент с продажами от 2,5 до 4 тысяч автомобилей. Здесь же можно встретить Opel Astra и Lexus RX 300, которых было продано 3294 и 2589 автомобилей соответственно.
Фавориты остались прежними
Что касается двадцатки лидеров, то она осталась практически неизменной по сравнению с 2003 годом. По-прежнему самой популярной иномаркой в России считается Ford Focus, собранный во Всеволжске (было продано более 28 тысяч).
С каждым годом сдает свои позиции старушка Daewoo Nexia узбекской сборки, тем не менее из-за низкой цены она до сих пор пользуется спросом. За 2004 год их было продано более 25 тысяч, что сохранило за Nexia второе место по популярности. Подтянулся Hyundai Accent: с шестого места в 2003 году автомобиль таганрогской сборки поднялся на третье. В прошлом году было продано 20 031 против 6 тысяч в 2003-м. Toyota Corolla, занимавшая в позапрошлом году третью строчку, пропустила вперед Hyundai Accent и Mitsubishi Lancer (последних было продано 17 502).
В прошлом году неплохо продавались малобюджетные Hyundai Getz и Daewoo Matiz. За малюткой Matiz следовала недешевая Toyota Camry: в прошлом году эту модель предпочли 9797 человек. Кстати, по популярности Camry обогнала такие бюджетные экземпляры, как Kia Rio и Renault Symbol, которые расположились на 11-м и 13-м местах соответственно.
Рейтинг марок
По итогам года выяснилось, что россияне предпочитают корейские и японские автомобили. Так, среди марок лидером по объему продаж в 2004 году стала корейская Hyundai — всего продано 50 686 автомобилей. Однако все первое полугодие первенство занимала японская Toyota, которая в итоге оказалась на втором месте, продав 43 649 автомобилей. «Бронзу» получил Ford — 37 931 автомобилей. На четвертом месте корейская Daewoo, которая реализовала на российском рынке 35 398 автомобилей. На пятом месте с результатом 30 097 автомобилей японская Mitsubishi.
Прогноз на 2005 год
Активность покупателей в этом году позволяет экспертам строить благоприятные прогнозы. Валерий Тараканов, генеральный менеджер по маркетингу и PR группы компаний «Рольф», считает, что в текущем году продажи новых иномарок в России составят 500 тысяч штук. По его прогнозу, в период с 2005 по 2010 годы доля автомобилей российских марок будет уменьшаться, а ценовая разница между ними и иномарками будет сокращаться. «Так, уже к 2008 году продажи иномарок превысят продажи отечественных автомобилей», — считает Тараканов.
Некоторые эксперты утверждают, что в 2010 году в России будет продано 1,3 миллиона новых импортных автомобилей, которые, впрочем, будут собираться на совместных предприятиях.
По мнению участников заседания автомобильного пресс-клуба, в 2005 году продажи новых иномарок вырастут процентов на 30-40, то есть до 450-490 тысяч единиц. При этом преимущества получат те импортеры, цены у которых привязаны к доллару.
Ожидается, что основная конкуренция развернется между моделями в ценовой нише от 10 до 15 тысяч долларов. Борьба будет жесткой, потому что в этом году на рынок выйдет Ford Focus второго поколения, на «Автофрамосе» начнется производство автомобилей Renault Logan, а в Ижевске наладят сборку Kia Spectra. Кроме того, по прогнозам, в этом году лучше продаваться будет VW Pointer, наберут обороты Chevrolet Aveo и Lacetti.
21.03.2005
Алексей Аксенов
***