«Волготанкер» остался без ЮКОСа в навигации 2005 года
Как стало известно „Ъ“, ОАО «Волготанкер» приступил к формированию предконтрактных договоров на перевозку нефти со своими альтернативными фрахтователями. В текущем году среди клиентов пароходства «Волготанкер» не будет НК «ЮКОС» (ранее доля этой НК составляла почти 52% от общего объема перевозок компании). По информации „Ъ“, место ЮКОСа среди крупнейших клиентов пароходства в этом году может занять ТНК-ВР (в прошлом году ее доля составила 3,8%). Объемы транспортировки «Волготанкером» нефти и мазута этой компании могут составить примерно 20% от всех экспортных грузоперевозок пароходства.
Фото: АЛЕКСАНДРА ЧИЖЕНКА
Морские коммуникации «Волготанкер»
планирует осваивать вместе с ТНК-ВР
________________________________________________________________
Ъ «Волготанкер» – крупнейшее речное пароходство России. Флот компании состоит из 323 судов общим дедвейтом 1,25 млн тонн. За девять месяцев 2004 года выручка компании составила более 4 млрд руб. Акционерами пароходства являются ряд кипрских оффшоров, 20% акций находится в госсобственности. До 2000 года «Волготанкером» управляли структуры НК «ЮКОС».
______________________________________________________________________
В минувшую пятницу в Москве состоялось заседание совета директоров ОАО «Волготанкер», на котором обсуждалась планы навигации на текущий год. Как стало известно „Ъ“, пароходство начало формировать предварительные соглашения на перевозку нефти. В этом году наиболее крупными клиентами компании останутся «Лукойл», «Башнефть» и ТНК-ВР. НК «ЮКОС», нефть которой ранее занимала почти 52% в общем объеме перевозок «Волготанкера», в этом году не планирует сотрудничать с волжским пароходством. По словам вице-президента по связям с общественностью ОАО «Волготанкер АМС» (управляющая компания пароходства — „Ъ“) Андрея Клейменова, «ЮКОС не подал ни одной заявки на перевозку нефти по России в весенне-летнюю навигацию». В НК «ЮКОС» обсуждать тему прекращения перевозок нефти речным путем вчера отказались. Известно, что в этом году у ЮКОСа в целом изменился экспортный график поставок нефти. По информации „Ъ“, во втором квартале 2005 года компания займет те направления, которые редко использовались ей ранее.
Стоит отметить, что в ОАО «Волготанкер» до окончательного заключения договоров не сообщают, какая компания займет место НК «ЮКОС» как основного партнера. По информации „Ъ“, крупным клиентом пароходства планирует стать ТНК-ВР. Источник в компании вчера рассказал „Ъ“, что НК планирует увеличить долю своих грузов до 20% (от общих экспортных перевозок пароходства – „Ъ“). «Мы намерены сотрудничать, поскольку пароходство планирует довести долю морских перевозок, в первую очередь, в Каспийском море, с 1% до 40%, а ТНК интересуют дополнительные возможности увеличения экспорта, в том числе в Каспийском регионе», — отметил источник. Впрочем, по информации „Ъ“, сходные направления ведения бизнеса не единственная причина, по которой ТНК-BP готова стать крупнейшим клиентом «Волготанкера». Дело в том, что после двух аварий нефтеналивных танкеров с грузом ТНК-ВР (у побережья Испании осенью 2002 года и в Самарской области в августе 2003 года- „Ъ“), в результате которых ущерб НК составил более $5 млн, она пытается найти контрагентов, которые могли бы обеспечить безопасность грузов.
Вице-президент пароходства Андрей Клейменов вчера пояснил „Ъ“, что планируемые перевозки для ТНК-ВР в этом году будут сопоставимы по объемам с транспортировкой в 2003 году (1 млн 246 тыс. тонн, или 18% от всего объема перевозок – „Ъ“). При этом соглашения о фрахте на летную навигацию текущего года могут быть подписаны до конца марта.
ЕЛЕНА НАУМОВА
* * *
Грузия захватила российский танкер
В минувшее воскресенье грузинские морские пограничники в акватории порта Батуми задержали танкер «Самара-сити», принадлежащий ОАО «Волготанкер». На внешнем рейде порта с танкера был спущен на воду катер, что является, как утверждают в Службе береговой охраны, грубым нарушением правил судоходства. Танкер отконвоирован на штрафной причал и его владельцам грузинской стороной предъявлены штрафные санкции, в частности, выплата суммы в размере 50 тысяч лари (около $28 тыс.).
В случае неуплаты штрафа танкер будет продан на аукционе. Никто из 15 членов экипажа танкера не задержан, все они пока находятся на судне. Грузинские пограничники заявляют, что моряки могут «при желании направиться в Батуми, а также поддерживать связь с соответствующими российскими службами». По информации Ъ, вчера поздно вечером в Батуми для переговоров с погранслужбой прибыли представители российского посольства в Грузии, итоги встречи станут известны сегодня.
«Коммерсантъ» в Самаре»
№49 от 22.03.2005, ВТ
***