(РК). Громкий судебный процесс завершился в одном из райсудов Казани: группа мошенников вымогала деньги у родителей абитуриентов за поступление в Казанский медуниверситет. Хирургу Рустему Мингазову пришлось заплатить за своего сына 260 тысяч рублей. Однако сын так и не стал студентом.

«Medicus medico amicus est — врач врачу друг» — в случае с Казанским медицинским университетом (КГМУ) известная латинская поговорка никогда не срабатывала. Испокон века этот вуз в Татарии считался самым дорогим для поступления. (Автор когда-то сам закончил один из факультетов КГМУ — тогда еще просто медицинского института). И если размеры взяток для зачисления на дневное отделение в советские времена были огромными, то с началом эпохи свободного предпринимательства суммы для «гарантированного приема» стали просто фантастическими.

При этом для человека со стороны всегда оставалось непонятным, что может привлекать абитуриентов или их родителей в выборе медицинской специальности? Ведь возможный доход от профессии несоизмеримо ниже материальных и психологических затрат, ожидающих студентов-медиков в долгие годы обучения. Например, средняя зарплата врачей в казанских поликлиниках сейчас около 2,5 тысяч, а в стационарах (со всевозможными дежурствами и коэффициентами) не более 10 тысяч рублей. А размер взяток на вступительных экзаменах в КГМУ, по данным местных СМИ, колебался в прошлом году от 30 до 200 тысяч рублей…

«Я иду в медицину не ради денег, а чтобы помогать людям», — примерно такой стандартный ответ можно слышать от абитуриентов на собеседовании. Самое грустное, что со временем точка зрения сильно меняется – после учебы в КГМУ большинство понимают: на зарплату врача не проживешь, а жить как-то надо… И врачебная романтика уступает место суровой прозе…

После всего вышесказанного остается загадкой, отчего хирург высшей категории Рустем Мингазов, закончивший в свое время казанский мединститут и знавший «систему прохождения» не понаслышке, не сумел отговорить своего сына от выбора сверхдорогого вуза. Возможно, у Мингазова-младшего была мечта – стать врачом, чтобы спасать человеческие жизни. А прекрасные мечты сына разрушать не хотелось – вдруг и в самом деле получится? Поэтому отец через коллег начал заранее искать «выходы» на руководство КГМУ и готовить деньги.

Первая сумма, которую ему предложила уплатить еще весной прошлого года найденная посредница, была по неофициальным прайсам умеренной: Рушания Шамсиева, сотрудница республиканского фонда с обнадеживающим названием «Спасение», попросила у Рустема Мингазова $4000. Причем половину нужно было дать сразу, остальное — после зачисления. Во время встречи Мингазов спокойно передал Шамсиевой специально отложенные «на поступление» деньги и стал ждать. Шамсиева же, по ее словам, начала искать «выходы на руководство»…

Как выяснилось в суде, никаких прямых контактов у нее не было, и она просто решила заработать свой процент. Однако, Шамсиева тоже слышала о «высоких расценках» в КГМУ, и когда вторая посредница – отчисленная из медуниверситета Алсу Сафина – пообещала устроить дело за $7000, не сильно удивилась — все объяснила Мингазову. Тот также посетовал, что жизнь дорожает, но требуемую сумму добыл. Как правильно рассчитали мошенницы, папу-хирурга очень успокоит, если деньги у него примут уже в самом университете. Поэтому очередная встреча с Шамсиевой состоялась в кабинете завкафедрой медицины катастроф.

Получив деньги от Шамсиевой, Сафина отправилась к третьему (!) посреднику. Стоматолог из далекого райцентра Апастово Наиль Василов также не имел отношения к процессу зачисления, но поклялся, что обеспечит занесение Мингазова-младшего в пресловутый «ректорский список». Василов, по представлениям Шамсиевой и Сафиной, был очень большим человеком. Несмотря на то, что он всего лишь заведовал стоматполиклиникой в районе и бывал в Казани наездами (готовился к защите диссертации), он уверенно входил в различные кабинеты и разговаривал с кем-то в КГМУ по телефону. Свои услуги Василов оценил в 160 тысяч…

Абитуриент Мингазов провалился на первом же экзамене. Когда отец бросился к «устроителям», ему спокойно объяснили: «Вмешались самые влиятельные круги. Цены опять выросли. Но отчаиваться не стоит: еще 80 тысяч, и «неуд» будет исправлен». И здесь остается только удивляться возможностям хирурга высшей категории – к назначенному сроку деньги снова нашлись. Но сына в списках студентов так и не оказалось… Последняя сумма – 30 тысяч рублей – ушла на трудоустройство несостоявшегося студента на одну из кафедр. Это Василов объяснял уже в суде, хотя Мингазов вначале не хотел огласки – просил, чтобы только вернули деньги…

Однако, оказалось, что обманут не только он. Мошенники неоднократно использовали «дорогую репутацию» КГМУ, чтобы получить свой процент за услуги, которых они не совершали. 21-летняя Алсу Сафина, например, легко получила 45 тысяч с третьекурсницы лечебного факультета Шурыгиной, чтобы «замолвить словечко перед деканом» – помочь студентке пересдать летнюю сессию…

Вахитовский районный суд Казани приговорил Шамсиеву к 2, а Сафину к 2,5 годам лишения свободы условно. Против Василова уголовное дело было прекращено, так как потерпевший Рустем Мингазов написал примирительное заявление. Правда, на суде он заявил, что сделал это под давлением следователя, который сказал, что иначе вернуть деньги будет трудно. На заседание в качестве свидетелей были вызваны и те, чьим именем (или репутацией) прикрывались мошенники – председатель приемной комиссии, декан и замдекана лечебного факультета КГМУ. Все трое в один голос уверяли, что никакого «ректорского списка» не было и нет, а поступить в медуниверситет можно и за гораздо меньшую сумму – в вузе существует платное обучение.

Так или иначе, общая сумма затрат – 260 тысяч рублей (с учетом всех хитросплетений дела) удивила даже привыкших к сложившейся системе казанских обывателей. В столице Татарии злоключения хирурга Мингазова вызвали широкий общественный резонанс. Однако лейтмотивом при этом стало популярное в определенных кругах выражение «развели как лоха». Слишком неопытный родитель у абитуриента оказался, можно сказать, новичок в казанской медицинской науке. Вот уж поистине – «Bis dat, qui cito dat», что в переводе на современный означает: «Кому попало не давай».

Алексей ДЕМИН

«Русский курьер»

№ 496 2005-03-22

"Русский курьер"

*