(Ведомости). «Волготанкер» объявил, что распрощался со своим крупнейшим клиентом — нефтяной компанией «ЮКОС», которая из-за финансовых проблем решила отказаться от речных перевозок. Впрочем, в “Волготанкере” уверяют, что объемы заказов не упадут благодаря заказам от других нефтяников. А эксперты считают, что пароходству сейчас даже выгодно дистанцироваться от опальной компании.

В 2004 г. “Волготанкер” перевез около 11 млн т нефти и нефтепродуктов. Выручка пароходства за девять месяцев 2004 г. – более 4 млрд руб., чистая прибыль – 309 млн руб. Флот “Волготанкера” насчитывает 353 судна дедвейтом 1,25 млн т. Около 95% перевозок “Волготанкера” – нефть и нефтепродукты, около 5% – металлопродукция. Основные заказчики в 2004 г. – “ЮКОС”, “ЛУКОЙЛ”, ТНК-ВР, “Башнефть” и независимые трейдеры. Менеджеры “Волготанкера” контролируют около 80% его акций, 20% принадлежит государству.

В 2004 г. на долю “ЮКОСа” пришлось 52% общего объема перевозок нефти и нефтепродуктов “Волготанкера”. Но в этом году заявок от нефтяной компании не поступало, рассказывает вице-президент “Волготанкера” по связям с общественностью Андрей Клейменов.

Сотрудник “ЮКОСа” подтвердил “Ведомостям”, что в этом году компания решила отказаться от перевозок своей продукции по реке. По его словам, это связано с потерей основного добывающего предприятия — “Юганскнефтегаза”, который в конце прошлого года был продан за долги “Роснефти”. “К тому же мы вынуждены экономить средства, так как наши счета арестованы. Поэтому мы вынуждены выбирать более дешевые виды транспорта, а зачастую и продавать нефть на скважине, чтобы не оплачивать транспортные издержки”, — отмечает собеседник “Ведомостей”.

Аналитик компании “Метрополь” Евгений Сосков говорит, что после продажи “Юганска” у “ЮКОСа” стало больше перерабатывающих мощностей, чем добывающих. “Для внутренней транспортировки своей нефти им достаточно трубопроводного транспорта”, — уверен он.

Впрочем, Андрей Клейменов уверяет, что, несмотря на потерю крупного клиента, объем перевозок у “Волготанкера” в этом году будет не ниже, а возможно, и выше, чем в 2005 г. “Объем заявок на перевозку нефти и нефтепродуктов на этот год сейчас превышает перевозные мощности «Волготанкера» на 7%”, — говорит он.

Опрошенные “Ведомостями” эксперты предполагают, что компания продолжит возить нефть “Юганска”, а ее крупнейшим заказчиком станет “Роснефть”. “Нефть «Юганска» никуда не делась, просто у предприятия сменился собственник”, — отмечает Юрий Песков, начальник аналитико-информационного центра компании “Новошип”. Представители “Роснефти” и “Волготанкера” не комментируют эту информацию.

А вот представитель трейдерской компании Palmali Фоат Халилов полагает, что “Волготанкеру” не удастся сохранить объемы перевозок на прежнем уровне, так как объем речных перевозок в России уменьшается. Palmali, по его словам, ожидает снижение объема своих нефтяных перевозок по реке на 15% по сравнению с 2004 г. “Даже если иметь в виду, что нефть «Юганскнефтегаза» осталась в объеме перевозок «Волготанкера», совокупный объем перевозок компании вряд ли останется на прошлогоднем уровне”, — считает Халилов.

Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов считает, что “Волготанкер” сделал это заявление в рамках предпродажной подготовки компании. “Им нужно максимально дистанцироваться от “ЮКОСа”, — поясняет эксперт.

В августе 2004 г., в разгар дела “ЮКОСа”, самарская прокуратура обвинила “Волготанкер” в уклонении от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн руб. В декабре налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на 715 млн руб., проверки за 2002-2003 гг. еще продолжаются. В январе 2005 г. налоговые органы добились ареста счетов и части имущества “Волготанкера”, а в феврале самарская прокуратура предъявила шести его руководителям обвинения в мошенничестве и отмывании доходов. Устав от борьбы, менеджеры “Волготанкера” решили продать пароходство, но пока покупатель не найден.

Глеб Столяров, Александр Тутушкин.

Ведомости № 48 (1330) от 21.03.2005.

*