Четырехколесная свобода. Саудовским женщинам разрешат управлять автомобилем
Наклейки с туфелькой внутри красного треугольника могут появиться в скором времени и на автомобилях в Саудовской Аравии. Шуточный значок, предупреждающий водителей, что за рулем соседнего автомобиля находится женщина, до последнего времени был просто немыслим в этом исламском королевстве, где туфли на каблуке даже сами по себе являются поводом для общественного порицания. Однако в попытках понравиться европейским и заокеанским партнерам нынешние светские власти Саудовской Аравии готовы совершить самую настоящую феминистическую революцию, естественно, лишь в строгих рамках мусульманских канонов.
На днях бывший генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Абдель Омар Насиф, служивший ранее заместителем главы саудовской Шуры — совещательного органа, являющегося предшественником парламента, — в интервью местной англоязычной газете Arab News сделал сенсационное заявление. «Ничто в исламе не запрещает женщинам водить машину», — заявил он и поведал, что в крупных городах страны женщины вскоре смогут сесть за руль без страха быть наказанными по всей строгости шариата.
Примечательно, что, решившись на этот беспрецедентный для Саудовской Аравии шаг, власти озаботились в первую очередь тем, чтобы сделать его максимально осторожно. То есть, с одной стороны, ублажить сторонников европеизации нравов из числа богатых и образованных соотечественников, а с другой — не вызвать гнева у жителей консервативно настроенной глубинки. Так, например, по мнению Насифа, в первое время водительские права следует выдавать лишь раскрепощенным жительницам Эр-Рияда и Джидды. «В других районах это может вызвать ненужное брожение умов», — пояснил Абдель Омар Насиф. И лишь когда женщина за рулем перестанет вызывать удивление и негодование прохожих, распространить эксперимент на все королевство.
Впрочем, противники отступления от жестких традиций саудовского мусульманства наверняка еще довольно долго будут в прямом и переносном смысле вставлять палки в колеса представительницам слабого пола, пытающимся попробовать себя в роли водителя. Споры о правах женщины, как и о том, что же считать отступлением от канонов ислама и заветов пророка Мухаммеда — нынешние попытки хотя бы частично уравнять женщину в правах с мужчиной либо многовековые традиции мусульманской семьи, запрещающие женщинам заниматься сугубо мужскими делами, — продолжаются уже не один год. Саудовские бизнесмены, особенно те, кто получил образование на Западе, уже давно добиваются от королевской семьи поблажек для своих дочерей и супруг. Бизнесмены просят власти реформировать религиозную полицию и ослабить влияние мусульманских богословов на бытовую жизнь. В свою очередь клерикалы обвиняют сторонников либерализации в разрушении морали, на которой зиждется само исламское королевство. Они требуют, чтобы роль женщины в обществе по-прежнему была ограничена домом и воспитанием детей, совместное обучение мальчиков и девочек представляется им крамолой, как и совместная работа женщин и мужчин. Более того, даже укорачивание на несколько сантиметров длинного женского покрывала абаи либо просто появление на нем красивой вышивки у консерваторов вызывает приступ религиозного гнева.
Борьба эта идет с переменным успехом, и саудовским женщинам, большинство которых в этой дискуссии по понятным причинам не участвуют, остается лишь наблюдать за маятником решений власти. В Эр-Рияде то всерьез ожидают появления на местном телевидении первого диктора-женщины, то категорически запрещают ввоз в страну «развратных игрушек», каковыми в Саудовской Аравии считаются вовсе не товары из секс-шопов, а плюшевые медвежата или, скажем, куклы Барби. Даже попытка изменить структуру занятости саудовских женщин (а подавляющее большинство тех, кто решился работать, сегодня трудоустроены в сфере образования) осуществляется властями страны с учетом мнения религиозных ортодоксов. Так, для женщин, желающих попробовать себя в роли менеджера, инженера, технолога либо другого специалиста промышленного предприятия, власти готовы создать специальный закрытый индустриальный городок. По сообщениям местной печати, половину из 200 млн долл., требующихся для строительства и оборудования этого городка, готово инвестировать правительство. Однако при этом профиль большинства их 83 строящихся предприятий будет все равно «женским»: производить они будут парфюмерию, сладости, одежду и т.д.
Между тем замыслы сторонников постепенного реформирования мусульманских устоев Саудовской Аравии идут гораздо дальше и посягают уже даже на избирательное право королевства, запрещающее женщинам голосовать на муниципальных выборах. «Участие женщин в выборах, их членство в Шуре и другие вещи, такие, как вождение машины, придут постепенно», — предрекает сторонник полового равноправия Абдель Омар Насиф.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ
N°46
21 марта 2005 Время новостей
***