Бум рынка потребительского кредитования, начавшийся в 2001—2002 годах, продолжается по всей стране. С тех пор как в конце 2001 года правительство и ЦБ в своей банковской стратегии объявили розничные кредиты «важным направлением развития кредитных операций банков», их объем увеличился в 6,5 раз, превысив 620 млрд руб. Причем безо всякого содействия со стороны государства. В прошлом году правительство взялось за регулирование рынка потребительского кредитования, пытаясь защитить заемщиков и помочь банкам бороться с просроченной задолженностью. Но банкиры пока не уверены, будут ли эти меры содействовать росту бизнеса.

Определенная доля розничных кредитных портфелей банков приходится на различные схемы, однако их рост в основном идет за счет рыночных кредитов. На фоне растущих доходов населения спрос со стороны желающих взять ссуду в разы превышает предложение банков, и это позволяет процентным ставкам держаться на достаточно высоком уровне (даже в условиях обостряющейся конкуренции) и окупать невозвращенные ссуды.

Однако качество розничных портфелей и систем оценки заемщиков, используемых в банках, остается большим вопросом как для регулирующих органов, так и для рынка. «Некоторые участники рынка, на мой взгляд, крайне несерьезно относятся к рискам, сопровождающим потребительское кредитование, — отмечает начальник управления розничного бизнеса Международного промышленного банка Игорь Лысенко, — но это все-таки скорее исключение, чем правило». Глава отдела маркетинга и разработки кредитных продуктов Внешторгбанка (ВТБ) Мария Серова считает, что в целом банки применяют взвешенные подходы к оценке заемщиков и «проводят либерализацию своих требований только при наличии объективных на то предпосылок». «Развитие рынка, сопровождающееся стабильным увеличением объемов кредитных портфелей банков, позволяет получить значимый практический опыт и статистические данные, на основании которых проводятся регулярная модернизация и уточнение методологии и процедур оценки кредитных рисков», — говорит она.

Согласно официальной банковской отчетности, просрочка по розничным кредитам составляет около 1,5% от общего объема потребительского кредитования, а по оценкам управляющего директора коллекторского агентства Sequoia Евгения Бернштама — не менее 5%. Источником просрочки и невозврата являются мошенники и те, кто по каким-то причинам оказался неспособен вернуть кредит. Мошенники становятся все более изобретательными, хотя пока на их долю приходится не очень значительная часть «плохой» задолженности. Г-н Лысенко, впрочем, подчеркивает, что банки все еще недостаточно защищены от недобросовестной клиентуры: «Более того, мошенники со временем становятся все более изощренными, а их количество увеличивается». Банки пытаются защитить себя и вкладывают значительные средства в системы собственной безопасности, однако методики борьбы с мошенниками предпочитают не афишировать.

Многостороннее регулирование

Пока банки выводят на рынок новые продукты, правительство и Банк России начинают регулировать старые. В прошлом году вступило в силу положение ЦБ, позволившее банкам формировать резервы по однородным портфелям ссуд. Это упростило выдачу потребительских кредитов, особенно для тех банков, которые только выходят на этот рынок. А в конце года Госдума окончательно приняла законопроект о бюро кредитных историй. Замглавы управления кредитования физлиц МДМ-банка Татьяна Дроздова полагает, что кредитное бюро — «единственная действенная защита» от разнообразных рисков, связанных с потребительским кредитованием. С созданием бюро банки должны получить «могучий инструмент защиты от мошенничества», говорит она.

Одновременно финансовые власти решили определить фундаментальные правила игры для рынка. Минфин начал разработку закона «О потребительском кредите», который сейчас проходит согласование с ЦБ. По словам заместителя директора департамента финансовой политики Минфина Владимира Лукова, у законопроекта две цели: помочь банкам бороться с заведомым мошенничеством и заставить банкиров своевременно раскрывать всю информацию о розничных кредитах. Последней задачей также занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Недавно ФАС опубликовала проект «Рекомендаций по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов», согласно которому «до заключения кредитного договора» банк обязан сообщить заемщику о кредите практически все — от контактного телефона банка до графика платежей, штрафов и остальных обязательных условий. В случае изменения тарифов по кредиту, говорится в документе, потребитель должен быть проинформирован об этом не менее чем за 30 дней. К проекту прилагаются стандартные «Форма раскрытия информации о полной стоимости потребительского кредита» и «График платежей по потребительскому кредиту». Предполагается, что эти рекомендации ЦБ учтет в работе над законопроектом.

«К сожалению, нередко банковские клиенты сталкиваются с тем, что рекламируемые ставки намного ниже реальных, — отмечает начальник управления анализа и ценообразования БИН-банка Игорь Розанов, — государство не должно забывать про защиту интересов кредиторов». А руководитель блока кредитных продуктов банка «Уралсиб» Альберт Фахрутдинов добавляет: «Некоторые банки, используя определенные маркетинговые уловки, фактически оставляют граждан в неведении о реальной стоимости кредита. С выходом закона добросовестным банкам станет проще работать, так как сейчас довольно трудно объяснить клиенту, почему твое предложение привлекательнее, чем у конкурентов». «Надеемся, закон позволит упростить и структурировать бурно развивающийся процесс розничного кредитования», — заключает Татьяна Дроздова.

Риски сохраняются, но кризис не страшен

Между тем, как полагает Игорь Лысенко из Межпромбанка, «главную опасность для игроков этого рынка представляет возможное изменение макроэкономической ситуации, дестабилизация на финансовых рынках, что повлечет за собой сложности с возвратом кредитов». И хотя краткосрочных предпосылок для этого нет (цены на энергоносители, обеспечивающие рост экономики, находятся на рекордных уровнях), в долгосрочном отношении государственное регулирование рынка может оказаться не вполне адекватным, чтобы предотвратить накопление «плохих» кредитов. В частности, несмотря на принятие закона о кредитных бюро, до сих пор неизвестно, когда они заработают и будут ли эффективными. «Принятый закон является достаточно «сырым», хотя несомненно, что это шаг в нужном направлении», — говорит г-н Лысенко. А директор по развитию продуктов Альфа-банка Виктор Орловский полагает, что «дело сейчас не в государстве, а в самих банках», многие из которых «пока не понимают всех преимуществ сотрудничества в направлении борьбы с недобросовестными плательщиками».

Топ-менеджер крупного московского банка полагает: «Вместо того чтобы пытаться регулировать то, что может быть отрегулировано самим рынком, надзорным органам следует стимулировать кредитные организации более качественно оценивать уровень заемщиков, а заодно законодательно стимулировать заемщиков возвращать кредиты». Именно риск-менеджмент, который «стоит очень больших денег», полагает банкир, должен оградить банки от резкого возрастания просрочки в случае ухудшения общеэкономической ситуации.

Г-н Орловский полагает, что государство также должно «продолжать двигаться в сторону международных стандартов учета и отчетности, стимулировать рост интереса населения к кредитным продуктам, помогать банкам в обучении населения культуре жизни в кредит». Впрочем, по его словам, «в розничном кредитовании все еще обращается не так много средств, и дела у банков идут не так плохо, чтобы можно было говорить о каких-либо системных кризисах». А кроме того, «маржа в кредитных продуктах во многом прощает банкам их ошибки и недоработки и дает возможность кое-чему научиться».

Г-жа Серова из ВТБ также оптимистична и видит в расширении рынка потребкредитов в основном положительные моменты, несмотря на обострение конкуренции и появление новых игроков. Она говорит, что второй по величине госбанк намерен уже в скором времени стать одним из лидеров этого сегмента розницы. А г-н Лысенко прогнозирует, что к 2015 году рынок потребительского кредитования увеличится еще в 6 раз и достигнет 90 млрд долл., в том числе 40 млрд долл. — в ипотеке.

Иван ГОРДЕЕВ

N°46

21 марта 2005 Время новостей

Время новостей

***