(ВН). Название башкирского городка Благовещенска, где в декабре прошлого года в ходе милицейской зачистки пострадали «сотни горожан», похоже, уже стало в общественном сознании именем нарицательным. Во всяком случае об этом свидетельствуют результаты недавнего опроса фонда «Общественное мнение», проводившегося в 100 населенных пунктах 44 областей страны. Социологи хоть и оговариваются, что «доля осведомленных о произошедшем в Благовещенске не столь велика, чтобы говорить о значительном вкладе этих событий в формирование репутации российской милиции как источника опасности для простых граждан», но тем не менее подчеркивают: события в башкирском городке «в какой-то мере стимулировали усиление страха перед насилием со стороны стражей правопорядка».

Как показал опрос, насилия и беспредела со стороны работников правоохранительных органов сейчас опасается 41% россиян. Причем среди тех, кто осведомлен из прессы о «милицейской зачистке» в Благовещенске, доля испытывающих страх перед человеком в серой форме гораздо выше — 52%. Судя по ответам респондентов, больше всего опасаются неадекватных действий со стороны милиционеров те, кто постоянно наблюдает за поведением служителей правопорядка в транспорте, на рынках, на улицах, — то есть жители крупных городов и обеих российских столиц. Больше половины жителей городов-миллионников (а в Москве — 56%) заявили социологам, что боятся милиции.

Во многом, вероятно, это объясняется тем, что в глазах россиян события в Благовещенске не являются чем-то из ряда вон выходящим. Лишь четверть жителей страны готовы признать зачистку целого города исключительным событием, в то время как 59% респондентов проявления массового насилия со стороны милиции считают распространенной практикой. И 56% не исключают, что подобные «спецоперации» могут произойти по соседству, в тех населенных пунктах, где они живут.

Примечательно, что в интерпретации произошедших событий участники опроса в целом единодушны. Только 1% опрошенных, отвечая на вопрос «Что, по вашему мнению, произошло в Благовещенске?», оправдывали представителей силовых структур. Большинство же трактовали ситуацию как «беспредел, беззаконие» со стороны силовиков. 45% опрошенных полагали, что омоновцы исполняли приказ командования, и только 28% посчитали насилие по отношению к мирным гражданам в Благовещенске собственной инициативой милиционеров, мстивших за избиение хулиганами своих коллег.

Подобные настроения в российском обществе председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает признаком «краха власти». «Милиция — одна из опор вертикали власти. Но люди, которые призваны защищать граждан от бандитов и насильников, сами становятся бандитами и насильниками. Какая же в таком случае сама вертикаль? Получается, мы — бандитское государство», — заявила г-жа Алексеева в беседе с корреспондентом «Времени новостей», обратив также внимание на тот факт, что почти половина участников опроса (46%) не верят в возможность наказания виновных в избиении жителей Благовещенска и издевательствах над ними. Сама руководитель Хельсинкской группы, впрочем, причисляет себя к тем 36% россиян, которые надеются на справедливость властей. Но не милицейского начальства, а президента Владимира Путина, которому в начале марта о массовых жалобах на произвол органов правопорядка и, в частности, о событиях в Благовещенске рассказал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Президент, как известно, уклончиво пообещал омбудсмену «принять соответствующие решения» после того, как прокуратура и МВД закончат проверку. Однако российские правозащитники собираются донести до главы государства и результаты собственного расследования, проведенного в Башкирии. «Мы уверены, что масштабы произошедшего будут преуменьшены, а виновные выгорожены, — говорит г-жа Алексеева. — Поэтому мы считаем необходимым познакомить президента и с результатами нашего расследования, в котором нет ни одного слова, не подтвержденного свидетельскими показаниями».

Это особенно важно, по ее мнению, потому что случаи милицейского произвола не единичны. «Когда я узнала про Благовещенск, я думала, что это беспрецедентное происшествие, — говорит руководитель Московской Хельсинкской группы. — Однако во время нашей поездки нам рассказали, что ранее подобным образом милиция «наводила порядок» и в небольшом башкирском городе Салавате. Потом мы узнали об аналогичном случае в Иркутской области. И совсем недавно спецназ Госнаркоконтроля провел подобную зачистку в Бежецке Тверской области, во время которой пострадали почти 50 человек». Правозащитники, заверила г-жа Алексеева, будут продолжать расследовать эти происшествия: «Мы намерены вести мониторинг и добиваться уголовного наказания и отстранения от должности виновных».

Впрочем, идеализм правозащитников, сохраняющих надежду через главу государства повлиять на методы работы правоохранительных органов, разделяет сегодня меньшая часть россиян. 55% участников опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», убеждены, что расследование обстоятельств скандальной «спецоперации» «не окажет никакого влияния на работу милиции».

Ирина БЕЛАШЕВА

N°46

21 марта 2005 Время новостей

Время новостей

***