Веселый роджер? Современный пират неразборчив и безжалостен. "Морское хулиганство" и убийства на водах
В детских книжках они предстают храбрыми разбойниками и бесстрашными искателями приключений. В жизни пираты — опасные уголовники, становящиеся все более наглыми. В 2004 году — самом кровопролитном в этом смысле более чем за десятилетие — от их рук погибли 30 моряков, половина из которых у побережья Нигерии.
А в результате недавней серии нападений в Малаккском проливе в Юго-Восточной Азии от правительств стран региона все активнее требуют решительных действий.
Бамбук и канаты
Малаккский пролив между Индонезией и Малайзией — это длинный, узкий и очень оживленный судоходный коридор. На него приходится более четверти всего мирового объема грузоперевозок — и четверть всех пиратских нападений.
КОЛИЧЕСТВО ПИРАТСКИХ НАПАДЕНИЙ В МИРЕ
2004: 325
2003: 445
2002: 370
2001: 335
Источник: IMB
|
Другие «горячие точки» — западное побережье Азии и Южно-Китайское море. Но в последнее время о пиратах все чаще сообщают и из индийских вод, и из Южной Америки, и из восточной Африки, и из Ближнего Востока.
В общей сложности, по данным Международного морского бюро (IMB), в 2004 году на планете было зарегистрировано 325 нападений. Годом раньше их было 445, и снижение числа случаев эксперты связывают с активизацией патрулирования побережья Малайзии и Индонезии.
Но, указывают специалисты, нападения все чаще сопровождается насилием.
Как сказал в интервью Би-би-си директор IMB капитан Поттенгал Мукундан, большинство инцидентов — это случаи «морского хулиганства».
Пираты бороздят воды на маленьких катерах с мощными подвесными моторами и при случае нападают на первое попавшееся прилично выглядящее судно, которое «берут на абордаж» при помощи бамбуковых шестов или канатов.
Бессильные моряки
Реже, но все же случаются нападения на большие торговые суда, которые представляют собой наиболее привлекательную цель для пиратов.
Четверть всех нападений происходит>br> в Малаккском проливе
|
«Это достаточно сложные операции: в них задействуются три-четыре судна, с которых осуществляется нападение, — говорит капитан Мукундан. — Нападающие нередко хорошо подготовлены физически и совершенно беспощадны в достижении своих целей».
В прошлом ответственность за такие нападения возлагали на индонезийских повстанцев, но теперь их не считают главными виновниками.
«Сложные нападения финансируются организованной преступностью, группировками, у которых достаточно ресурсов, — объясняет директор Международного морского бюро. — У них есть сети, по которым они продают захваченный товар, и места, в которых они могут держать похищенных членов экипажа и требовать за них выкупа».
В целом ряде случаев пираты убивали экипажи в полном составе и брали управление судов на себя.
В 1998 году в Южно-Китайском море они захватили танкер «Петро рейнджер» и заставили моряков научить их управлять судном. Затем одного из заложников они заставили написать на борту новое имя и сменили сингапурский флаг на гондурасский.
Танкер отошел подальше от китайского побережья, и нефть с него была слита на другое судно.
И когда танкер был уже готов к перерегистрации (что позволило бы пиратам продать его за 16 млн. долларов), членам экипажа удалось оповестить китайские власти.
Атакам подвергаются и небольшие суда. В декабре 2001 года у берегов Бразилии во время пиратского нападения был убит 53-летний Питер Блэйк, активист «Гринписа» и известный яхтсмен.
Наглые уголовники
Эксперты говорят, что антипиратские законы хороши, проблема в том, что они плохо исполняются.
В бедных странах лицензию на управление судном можно купить за небольшие деньги, а в небольших портах власти нередко не слишком тщательно проверяют регистрационные документы.
Украденные суда с новыми «паспортами» практически испаряются и становятся кораблями-призраками.
В дело нередко вмешиваются и региональные проблемы, политика и сложности взаимоотношений. Как говорит капитан Мукундан, индонезийские и малазийские пограничники, например, не действуют в территориальных водах друг друга, даже если преследуют подозреваемых. «Это на руку уголовникам», — добавляет он.
Международное морское бюро призывает правительства принимать более действенные меры против пиратов.
«Поскольку они не слишком эффективны, пираты чувствуют себя в безопасности, все более и более уверенными в своих силах, — говорит директор IMB. — Очень важно, чтобы правоохранительные органы принимали меры по идентификации исполнителей нападений и преследовали их по закону».
16 марта 2005 г., 02:27 GMT 05:27 MCK
***