New York Times: Олимпийскую инспекцию в Москве сопровождали печальные события
До последнего дня визита оценочной комиссии Международного олимпийского комитета, проблемы Москвы были предсказуемыми – пасмурная холодная погода и пробки. Однако самые плохие новости для организаторов заявки на проведение Олимпиады 2012 года появились в четверг, когда известный бизнесмен подвергся нападению практически в черте города.
Несколько часов спустя радужное сияние, озарявшее чемпионат мира по фигурному катанию, померкло – чемпион России Евгений Плющенко, которого прочили в победители в мужском одиночном катании, отказался от дальнейшего участия в соревновании. И вместо того, чтобы короновать своего любимца, россияне наблюдали за победой швейцарца Стефана Ламбьеля. Второе и третье места заняли малоизвестные канадец Джеффри Баттл и американец Эван Лисачек.
Российские болельщики с энтузиазмом аплодировали иностранным фигуристам, в особенности 19-летнему Ламбьелю, и размахивали российскими флагами после каждого удачного выступления, но без Плющенко вечер потерял значительную часть своего ажиотажа.
В другом конце города, в роскошном отеле, где остановилась оценочная комиссия, ажиотаж вовсе не означал что-то приятное. Шел последний день московской презентации, и комиссия не знала о нападении на Анатолия Чубайса, главу российской энергетической монополии, но это событие стало главным вопросом на пресс-конференции по итогам инспекции. Чубайс не пострадал, хотя возле его машины было приведено в действие взрывное устройство, а сама машина была обстреляна из пулеметов. «Мы ничего не знаем об этой проблеме, но мы всегда повторяем, что безопасность включена в нашу повестку дня, — сказала председатель комиссии марокканка Наваль Эль-Мутавакель. – Это очень важная тема из 17 тем [которые мы рассматриваем]. Мы обсудим это между собой».
По словам Мутавакель, президент Владимир Путин заверил комиссию в безопасности проведения Игр, но вряд ли можно было выбрать менее подходящее время для покушения на Чубайса.
Визиты комиссии в Мадрид, Лондон, Нью-Йорк и Париж прошли без инцидентов, хотя вскоре после отъезда инспекторов в столице Испании произошел взрыв и пожар в небоскребе. Все пять финалистов пытались показать себя в лучшем свете перед комиссией, которой предстоит написать отчет о технических показателях кандидатов, а затем, 6 июля МОК проведет голосование.
Мэр Москвы Юрий Лужков поначалу попытался заявить, что нападение на Чубайса не представляет проблемы, поскольку произошло за пределами центральной Москвы. В конце концов, он высказался прямо: «За последние двадцать лет в нашей стране произошли радикальные перемены. Они затронули все уровни общества и были непростыми с точки зрения безопасности».
«Но за последние 25 лет мы провели более 100 чемпионатов, крупных соревнований, таких, как Всемирные юношеские игры, масштаб которых превосходит Олимпиаду. Все без исключения соревнования прошли без единого инцидента».
Борьбу за право принять Олимпийские Игры Москве осложняла изначально плохая техническая оценка, поставленная в прошлом году, которую город теперь пытался опровергнуть.
Но девиз московской заявки, «Imagine it now» (Представь это сейчас), подчеркнул основную проблему кандидата. Несмотря на утверждения, что 65% спортивных объектов готовы, большинство из них нуждаются в реконструкции, включая и стареющий стадион Лужники. Москва пыталась предстать в выгодном свете, принимая во время визита комиссии международное соревнование — чемпионат мира по фигурному катанию. Он проводится во дворце спорта «Лужники», стареющем здании, расположенном в зоне предполагаемого олимпийского парка. Но даже это в четверг оказалось омрачено печальной для москвичей новостью. Плющенко страдал от травмы паховых мышц и во вторник смог откатать короткую программу только после укола обезболивающего. Он упал, пытаясь выполнить четверной прыжок, и его дальнейшее участие было под вопросом. В четверг он сообщил российскому телевидению: «Мы решили, что мне необходимо сняться с соревнований, чтобы лучше подготовиться и выздороветь к следующему сезону, поскольку это будет главный сезон в моей карьере — Олимпийские Игры».
Его отсутствие открыло путь к золоту для Ламбьеля, который завоевал титул чемпиона, выполнив два четверных прыжка. Он совершил несколько ошибок, в том числе превратил первый прыжок, тройной аксель, в одинарный. Но и его конкуренты выступили не слишком удачно. Баттл упал дважды, но, тем не менее, стал серебряным призером. 19-летний Лисачек, который тренируется в Южной Калифорнии, не падал, но у него были помарки при приземлении после двух прыжков и не такой высокий уровень сложности, как у Ламбьеля и Баттла.
«Я выступал для аудитории, – сказал Ламбьель. – Перед выступлением я немного нервничал, но был очень рад, что я здесь. Я чувствовал себя так хорошо, так легко. Кататься было очень просто».
Бронза Лисачека вместе с 4м местом чемпиона США Джонни Вейра и 10м местом Тима Гейбла обеспечила Америке три места в мужском одиночном катании на Олимпиаде в следующем году.
«На самом деле, я приехал сюда учиться и хорошо провести время, — сказал Лисачек. – Я немного удивлен, потому что это не было моим лучшим катанием, но, думаю, этого было достаточно».
В неудачный для россиян день этого действительно было достаточно.
(«The New York Times», США)
Линн Зинсер (Lynn Zinser), 18 марта 2005
Наталья Колыбина , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 18 марта 2005, 13:54
***