Следствие околачивает ГРУ… Полковник, подозреваемый в покушении на Чубайса, — примерный семьянин и герой Афганистана
(МК). По количеству нестыковок, недоразумений и просто абсурдных деталей покушение на Анатолия Чубайса вполне может перекрыть рекорд “дела Пуманэ”. В четверг вечером стало известно, что с места преступления киллеры уехали на зеленом “Саабе” с госномером У 226 МЕ 97. В тот же вечер машину нашли. Нашли и хозяина — это полковник Владимир Квачков, кадровый офицер ГРУ, крупный специалист по минно-взрывному делу, широко известный в военных кругах. И теперь публике предлагают поверить, что диверсант со стажем поехал убивать крупнейшего госчиновника на своем авто, а потом спокойно вернулся домой и поставил машину во дворе, даже не сменив номера. Вот уж не знаешь, плакать тут или смеяться.
“Все это чушь собачья” — такими словами встретили репортеров “МК” жильцы дома 14 по Бережковской набережной, где живет Квачков. Они готовы поклясться чуть ли не на Библии: машина, на которой киллеры якобы скрылись с места преступления, весь вечер среды и утро четверга стояла во дворе!
— Я лично своими глазами видел машину Володи в 10 часов утра в день покушения на Чубайса. Он всегда ее ставит под моими окнами, — утверждает сосед полковника Евгений Петрович. — Я хорошо знаю Володю и ни за что не поверю, что он мог быть причастен к этому преступлению.
Евгений Петрович вспомнил, как однажды в день 70-летия ВДВ Владимир зашел к нему в гости в кителе.
— На нем не было свободного места от орденов и медалей. Не мог такой человек преступить закон.
Супруги Квачковы познакомились в Афганистане. К тому времени у Владимира уже рос Саша, сын от первого брака. Надежда работала медсестрой. В доме №14 по Бережковской набережной они поселились не более 10 лет назад. У них родился сын Кирюша. Как-то однажды Евгений Петрович спросил Кирилла: “Кем ты будешь, как закончишь школу?” — “Я хочу быть военным переводчиком, как мой отец”, — заявил парень.
Все соседи утверждают, что семья Квачковых — очень интеллигентная и порядочная. Одна из соседок, встретив в очередной раз Надежду Михайловну на лестничной клетке, не сдержалась и сказала: “Надя, я так тебе завидую. Какой у тебя прекрасный сын!” Кирилл никогда не проходил мимо соседей не поздоровавшись. Если он замечал, что в руках какой-нибудь женщины тяжелая сумка, то обязательно предлагал донести до квартиры. Дочь одной из соседок Кирилла, Татьяна, дружила с мальчиком. Они часто сидели за компьютером, и он ей позволял читать свои рассказы, которые писал ночами.
Когда в дом Квачковых пришла беда (несколько лет назад погиб старший брат Владимира, а мать сильно заболела), семейство было вынуждено переехать к старшему сыну Квачкова, Александру. А квартиру на Бережковской полковник сдавал. Кстати, в последнее время и сами супруги, немолодые уже люди, часто жаловались на болезнь (оба страдали язвой желудка). Владимир шутил: “Военный субпай даром не прошел в Афгане”.
Однажды Квачков даже сыграл в кино. Ему предложили стать консультантом в фильме “Черная акула”, он с удовольствием согласился и — более того — даже снялся в эпизодической роли: сыграл полковника, отдающего команду подчиненным.
— Мы так гордились своим соседом, посмотрев эту картину, — говорят соседи Владимира.
Автомобиль “Сааб” семья использовала в основном для поездок на дачу в Жаворонки. У них живет восточноевропейская овчарка Грек, и ее всегда брали с собой. На работу же полковник предпочитал добираться на общественном транспорте. И, несмотря на то что во дворе стоит гараж, он оставлял “Сааб” всегда возле подъезда.
А в четверг вечером другой сосед Владимира видел, как Квачков сам зашел во двор и, увидев людей, обступивших его машину, подошел к ним, открыл своим ключом дверь и стал вытаскивать что-то из багажника. После этого его задержали. В квартире Квачкова нашли тротиловую шашку и охотничье ружье.
Вчера был задержан и старший сын полковника — 30-летний Александр Квачков. Сначала милиционеры прождали его несколько часов возле квартиры, после чего взломали дверь и провели обыск.
Последнее время Александр жил в двухкомнатной квартире по улице Беловежской один — его мать умерла почти 10 лет назад, а отец уже давно жил в другой семье.
— Все мы знаем Сашу как очень спокойного, хорошего и воспитанного парня, — рассказали “МК” соседи Квачкова. — Когда его забрали в армию, в десантные войска, мать была еще жива. Воспитывала младшую дочь, которая с детства болела полиомиелитом. Девочка плохо ходила, была на инвалидности. А через полгода женщина умерла от рака, вот Сашу сразу и демобилизовали. Когда он вернулся, сам долгое время заботился о сестре, затем устроил ее в очень хороший интернат и стал жить один. Работал в аэропорту “Домодедово”. Ни разу за все это время нас не беспокоил — тихий такой, мирный, улыбчивый. Жил очень скромно… Никаких тебе компаний, девушки — большая редкость, любил футбол и каждую субботу где-то играл.
Все это время Александру постоянно помогал его отец — приезжал к нему с женой, делал ремонт квартиры и даже некоторое время жил с ним.
СПРАВКА “МК”
Владимир Квачков родился 5 августа 1948 г. в поселке Краскино Приморского края в семье военнослужащего. В 1959 г. поступил в уссурийское суворовское училище. В 1966 г. его зачислили в Киевское ВОКУ (высшее общекомандное училище). По окончании КВОКУ в 1969 г. он отправился в Псков в бригаду специального назначения, где служил командиром группы, командиром взвода.
В 1978—1981 гг. — слушатель ВАК им. Фрунзе. С 1981 г. — старший офицер в разведуправлении ЛенВО. С 1983 г. — командир спецназовской бригады в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане (там был контужен). Награжден орденом Красной Звезды.
В 1984—1986 гг. служил в бригаде во Пскове. В 1986—1989 гг. — начальник штаба бригады в ГСВГ, а с 1989 г. командовал бригадой в ТуркВО. Участвовал в боевых действиях в “горячих точках”: Азербайджан (1990 г.), Таджикистан (1992 г.). Там же, уже в зрелом возрасте, крестился. Награжден орденом Мужества.
В 1994 г. трудился в одном из главных управлений Генштаба. Уволен в запас в 1998 г. С тех пор трудился старшим научным сотрудником Центра военно-стратегических исследований Минобороны РФ. Кандидат военных наук. Будучи служащим, вновь награжден орденом (1999 г.). Сотрудник группы консультантов Генерального штаба ВС РФ. Докторскую диссертацию по проблематике спецопераций должен был защищать в начале апреля.
Квачков слывет человеком, лишенным политических убеждений, но никогда не скрывал своей неприязни к тем, кто, как он считает, развалил Союз: Чубайсу, Гайдару и пр. Считается специалистом суперкласса в вопросах организации диверсий и терактов. Вот, к примеру, его высказывание по оценке спецоперации ГРУ в Катаре, когда был убит Яндарбиев:
“Все-таки полковнику-нелегалу приехать в Катар, найти на местном рынке 2—3 килограмма взрывчатых веществ — а это не только ВВ, это средства взрывания, — потом еще установить его, нужна огромная группа обеспечения по связи, управлению, опознаванию — это целая кухня. Но это очень сложно. Если только это сделали наши коллеги из ФСБ, то я снимаю перед ними свою шляпу или фуражку”.
Или еще одна его оценка:
“Спецназовцы — вовсе не прирожденные убийцы, как их часто представляют несведущие люди, но тактика их поведения на тропе войны действительно может вызвать у кого-то шок. Настоящему профессионалу безразлично, где его высадят: в горах Гондураса или предгорьях Гудермеса — задание он выполнит любой ценой. Наверное, поэтому спецназ ГРУ и дал самые большие, самые реальные результаты при проведении антитеррористической операции в Чечне. При этом жертв среди мирного населения было просто несравнимо меньше, чем при действиях общевойсковых подразделений или внутренних войск”.
А вот еще цитата из Квачкова: “Чтобы понять цену жизни, надо побывать там, где ее у людей забирают”
* * *
Конечно, сейчас еще рано говорить о полковнике Квачкове как об организаторе или участнике покушения на Чубайса. Он пока только подозреваемый, хотя улик, судя по всему, довольно много.
Остается только удивляться, что из десятков бизнесменов и политиков, видящих в Чубайсе своего конкретного врага, на его жизнь покусился совершенно незнакомый человек, для которого Чубайс является скорее образом врага. Олицетворением зла, положившего конец прежней счастливой советской жизни. Людей, мыслящих такими категориями, особенно много среди военных пенсионеров. Те из них, кто успешно и храбро служил, был награжден и имел ранения, в нынешней рыночной жизни чувствуют себя обиженными и обманутыми.
Разумеется, они несут обиду в себе и мечтают порвать обидчиков на куски лишь в воображении. Чтобы решиться на насильственные действия, нужен сильный толчок — как в фильме “Ворошиловский стрелок”, где артист Ульянов покупает винтовку и подкарауливает парней, изнасиловавших его внучку.
Объективно говоря, такие деды чаще встречаются в кино, чем в жизни. Трудно представить ситуацию, которая могла бы толкнуть полковника ГРУ Квачкова (судя по наличию иномарки, не самого нищего военного пенсионера) на покушение, подготовленное к тому же с потрясающей наивностью.
Это надо же догадаться — приехать и уехать с места преступления на собственной машине!
Все же маловероятно, что полковник ГРУ, разрабатывавший хитроумные операции против афганских моджахедов, мог совершить такую оплошность. Так что тут два варианта: либо Квачков покушался на Чубайса в помутненном сознании, либо это все-таки не он, а кто-то из десятков бизнесменов и политиков, видящих в Чубайсе своего конкретного врага.
Московский Комсомолец
19.03.2005
Мила КАРАЛОВА, Ольга БОЖЬЕВА, Юлия КАЛИНИНА.
***