Более ста двадцати государств-участников развернут свои экспозиции под девизом «Мудрость природы», поделятся опытом решения экологических проблем.

Ожидается, что «Экспо-2005» посетят около пятнадцати миллионов человек. О далеком прошлом им напомнят останки мамонта, недавно найденные в Сибири, а провозвестниками будущего станут человекоподобные роботы. Первые образцы искусственного интеллекта, созданные японскими учеными и инженерами, будут помогать обслуживающему персоналу выставки.

Встречать посетителей на четырех языках и указывать им дорогу к нужным павильонам будет робот Вакамару, созданный концерном «Мицубиси». На церемонии открытия выставки выступит вокально-инструментальное трио роботов-гуманоидов с фирменными знаками «Тойота», «Хонда» и «Сони». Посетители с детьми смогут отдать их на попечение робота ПаПеРо концерна «Ниппон электрик». Эта электронная няня запоминает лицо каждого ребенка и в любой момент может по сотовому телефону проинформировать родителей о его настроении.

Появление Интернета совпало для Японии с затяжным экономическим спадом 90-х годов. Страна, которая почти стала мировым лидером после трех десятилетий послевоенного экономического чуда, оказалась на обочине информационной революции. И тут японцы вновь проявили свою способность догонять, быстро совершенствовать и внедрять информационные технологии, созданные в других государствах.

Страна восходящего солнца сохранила передовые позиции в промышленном роботостроении. На ее долю приходится около четырехсот тысяч или половина всех действующих в мире индустриальных роботов. Практически безлюдные цехи японских автозаводов выглядят как сцены из научно-фантастического романа. Самые трудные для людей операции, например, сварку кузовов, с безукоризненной точностью выполняют не знающие ни усталости, ни понедельничного похмелья роботы.

На «Экспо-2005» Япония намерена продемонстрировать первые примеры использования искусственного интеллекта для замены обслуживающего персонала. Это роботы рецепционисты, гиды, вахтеры, а также домашние роботы — уборщики, сиделки и слуги. По голосовому сигналу с дивана робот может подойти к холодильнику, достать то ли минеральную воду, то ли пиво, то ли «кока-колу», поставить на поднос бутылку, стакан и подать хозяину.

С огромным успехом продаются роботы, заменяющие домашних животных. Робот-щенок Айбо концерна «Сони» поворачивает голову на зов, виляет хвостом перед хозяином и лает на чужих. Котенок Тама мурлычет, закрывая глаза, но способен и выпускать когти.

А уж тамаготи — виртуальное существо, привлекающее человека тем, что о нем надо постоянно заботиться, обрело мировую известность.

Медвежонок Кума — это робот-сиделка, предназначенный присматривать за одинокими стариками, быть связующим звеном между ними и ближайшей поликлиникой. Когда 77-летняя пенсионерка Кадзуко выходит из спальни, она слышит голос медвежонка Кума: «Доброе утро! Не забудь, что сегодня в одиннадцать тебе идти к врачу. Оденься потеплее — на улице 10 градусов».

За этим следует принятый у японцев обмен приветственными фразами. Причем каждый диалог записывается на пленку и передается на пульт местной поликлиники. Если владелец не отвечает на реплики робота, звучит сигнал тревоги и на место выезжает бригада «скорой помощи».

— Меня всегда пугала судьба моего одинокого соседа, который умер у себя дома, а соседи узнали об этом лишь две недели спустя, — говорит Кадзуко. — Теперь, под присмотром медвежонка, я спокойна. Приятно, что он помогает в доме: когда надо, зажигает свет, включает кондиционер, а попросишь — и телевизор.

ВСЕВОЛОД ОВЧИННИКОВ

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

«РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»

Всеволод Овчинников

Дата публикации 18 марта 2005 г.

«Российская газета»

*