Все смешалось в доме Шаталиных. Семейный портрет в сериальном интерьере
РГ» продолжает рассказ о героях сериала «Моя прекрасная няня». Ольга Прокофьева, сыгравшая партнера продюсера Шаталина Жанну Аркадьевну, признается, что эта роль заняла много места в ее жизни. А Борис Смолкин, создавший образ невозмутимого дворецкого Константина, назвал своего героя мрачным клоуном. И снова на съемочной площадке…
…В этот день все снимались в спортивных костюмах. Носились с флажками, боксерскими перчатками, смеялись. С площадки доносится: «Видимо, началась весна».
— Максим Викторович, а можно в пять я отвальсирую на свидание? Деловое, — с ехидной улыбкой произносит Жанна Аркадьевна.
— А в пять пятнадцать вас отфокстротят обратно, — злорадно произносит дворецкий Константин.
— Вы так говорите, потому что во времена вашего последнего свидания был популярен именно этот танец, — подкалывает Жанна.
— Видимо, потому, что никто не знал, что свидание с вами — это тяжелый рок, — парирует Константин.
Но вот наступает перерыв, и можно зайти в гримерные пообщаться с артистами и посмотреть, какие они в жизни.
Жанна Аркадьевна — Ольга Прокофьева
Из автобиографии: «Я родилась в Москве. Актрисой мечтала стать с самого детства. Но в первый год после школы провалила экзамены в театральный институт и пошла работать. На телевидение бухгалтером. Но потом, через год, поступила в ГИТИС, в мастерскую Андрея Гончарова. Это было настоящим счастьем! У нас еще преподавал Марк Анатольевич Захаров. Когда я окончила институт, Андрей Гончаров предложил мне идти к нему в Маяковку. Однажды я шла по улице и случайно встретилась с Марком Анатольевичем Захаровым, который предложил пойти к нему в «Ленком». Я пошла к Гончарову. С тех пор прошло девятнадцать лет. Я ни разу не уходила из Маяковки».
— Ольга, вам не обидно, что в свое время вы не согласились пойти в «Ленком», хотя Захаров вас приглашал?
— Нет, совершенно не обидно. А там была очень деликатная ситуация. Андрей Александрович Гончаров был руководителем нашего курса, а Марк Анатольевич преподавал. И Андрей Гончаров первый мне предложил пойти в его театр. Он брал туда целиком наш дипломный спектакль «Завтра была война». Я там играла Валентину Андроновну — фанатичную и догматичную учительницу.
А еще Женя Симонова тогда уходила в декрет, и Гончаров отдавал мне ее роли в театре. То есть я поступала в театр, и у меня была сразу серьезная большая работа. А Марк Анатольевич меня пригласил позже. И сказал такую фразу: «Ну, сейчас ролей я вам не обещаю». И у меня сработала эдакая актерская жадность. Я ответила так: «Марк Анатольевич, я с удовольствием, но с набитыми карманами». Что я имела в виду в 22 года? Какие набитые карманы? То ли опыта, то ли чего? Но само предложение Захарова и то, что он больше никого с курса не позвал, для меня, конечно, было лестно.
— Такая роль, которую вы играете в сериале, для вас внове? Или у вас уже были работы такого плана?
— Чуть-чуть похожа роль Сильвии в спектакле «Развод по-женски», который был номинирован на премию «Чайка». Это американская пьеса. Моя героиня — также светская барышня, только американка. И тоже интриганка. Поэтому, если так можно сказать, почва была сверху разрыхлена. Пробоваться на роль Жанны мне было чуть полегче, чем другим актрисам. А все остальное — привычки, манеры, голосовые интонации — я досочиняла здесь.
— А вам по-женски не обидно? Все цветы — няне Вике, а все колючки — Жанне, которую даже Жабой Аркадьевной называют?
— Обидно Жанне или Оле Прокофьевой?
— И той, и той.
— Мне не обидно, потому что я отношусь к этому как к одной из своих работ. Стараюсь сделать ее яркой, чтобы она не уступала главным ролям. Персонажу — да, обидно. Ну так Жанна борется за свое счастье. Жанна, конечно,по-своему несчастна. Ей можно простить какие-то недостатки только за то, что она любит.
— Вы думаете, она любит или рассчитывает заполучить выгодного мужа-продюсера?
— Мне, конечно, хочется, чтобы она по-настоящему любила. Но поскольку это комедия ситуаций, то мы немножко зрителя сбиваем. Вроде и так, и эдак.
Мы одной краской не красим. Но раз вы спрашиваете о том, жалко ли Жанну, значит, мне что-то удалось. Можно делать тетку с поджатыми губами и больше ничего. Но вспомните Круэллу из «Ста одного далматинца».
— Кстати, вы чем-то похожи.
— Так меня тут сразу и обозвали Круэллой. Это такой типаж женщины. Но у меня сразу была такая задача, чтобы он был очеловеченный. То есть не просто маска хищницы и злюки. А богатство красок. Она жестока и где-то тут же ранима. И от этого роль получается объемной.
— А вы не путаете роли? В какой-нибудь антрепризе в образе Жанны не выходите?
— Да, Жанна из меня иногда лезет. Поскольку она заняла много пространства в моей жизни. Иногда, если я уезжаю со съемок очень поздно на спектакль, то перегримироваться успеваю, а перестроиться — не всегда. У меня бывает другая реакция. Например, вместо «О!» я делаю «О-хо-хо!», как Жанна. Или какой-то ее жест.
Конечно, я ворую время у сына. Его зовут Александр, ему 12 лет. Моя семья смотрит сериал, и если сыну нравится, он говорит: «Клево».
— Роль Жанны много значила для вашего актерского рейтинга?
— Мне уже не 25 лет, у меня крыша не съедет набок от славы, поэтому я могу сказать, что действительно сериал пользуется популярностью. Тем более что он идет трижды в день. Мое лицо стало медийное, узнаваемое. Но я отдаю себе отчет, что это временно, что сериал пройдет и у публики появятся новые кумиры.
Дворецкий Константин — Борис Смолкин
Из автобиографии: «Родился в 1948 году в Санкт-Петербурге в самой обычной семье. Я всегда хотел стать актером, но сначала почему-то получил профессию программиста-вычислителя. И с тех пор очень трепетно отношусь к точным наукам. Но потом я окончил отделение музыкальной комедии. Поступил в театр. За свою многолетнюю творческую жизнь переиграл все оперетты от «Свадьбы Кречинского» до «Труффальдино». Много работал на ленинградском телевидении, на эстраде, занимался КВН».
— Борис, у вас сегодня день рождения, а вы на съемочной площадке. Работать в такой день — это для вас нормально?
— Абсолютно. Больше того, я и в театре всегда просил, чтобы меня в этот день ставили играть спектакль. Мне как-то так понятней.
Сегодня после съемок здесь немножко отметим. А потом, буду в Питере, отмечу с родными, близкими и друзьями.
— Вы говорили, что роль дворецкого для вас несвойственна и вы таких раньше не играли. Мрачный клоун — так вы сами себя охарактеризовали.
— Я играл мрачных клоунов, но каждая роль самобытна сама по себе. Конкретно дворецких я не играл.
— А чем вы взяли на кастинге, может, чувством юмора?
— Не знаю — это не ко мне вопрос. Может быть, тем, что шутил иногда с американцами по-английски.
— Настоящий образованный вышколенный дворецкий мог бы подружиться с няней из Мариуполя, которая говорит «шо»?
— Спокойно. Чем выше образование и статус человека, чем он интеллигентнее, тем легче он находит общий язык с простыми хорошими людьми. А няня, безусловно, такой представитель хорошего народа.
— Одна из первых серий няни, которую я смотрела, включала в себя такой эпизод, как съезд дворецких. И мне тогда показалось, что дворецкий — наиболее притянутый за уши персонаж. Потому что в домах наших новых русских таких почти не бывает.
— В России были управляющие в XIX веке, были дядьки, были камердинеры — тоже, кстати, не российское изобретение. Мой герой — это какая-то смесь. Традиционный слуга из классической литературы: Сганарель, Труффальдино, Лепорелло…
— Как ваша семья относится к сериалу? У вас двое детей…
— Старший Владимир сегодня с утра специально прилетел из Петербурга поздравить меня с днем рождения. Сделал мне сюрприз. Но уже улетел обратно, поскольку у него гастроли. Он продюсер и организовывал обмен, когда МХТ приехал в БДТ, и наоборот. Владимир смотрит сериал и достаточно профессионально его оценивает. Для младшего — шестилетнего Глеба просто достаточно присутствия папы на экране. Жена смотрит и ей вроде нравится. Мама смотрит с эдаким прищуром, поскольку она меня воспитывала на несколько другом искусстве. Поэтому маме все время не хватает чего-то высокого.
— Ужасно жалко дворецкого в одной из серий, где он говорит, что у него не наладилась личная жизнь из-за того, что он упустил в свое время девушку-официантку. Наладится к концу сериала?
— Честно говоря, я не знаю. Если б знал, все равно бы не сказал. Есть такая старая добрая традиция и в литературе, и в драматургии — счастливы господа, счастливы и слуги. Предполагаю, что, может быть, так и произойдет.
— Вы в сериале готовите все время, у вас даже и фартучек с галстуком. А в жизни вы этим занимаетесь?
— Ну некогда мне готовить, хотя я умею. А есть люблю простую нормальную еду. Русскую, украинскую, белорусскую. Я вообще мясоед. Изысков не люблю.
— Вам так идет «бабочка». Вам приходилось ее так часто носить?
— В жизни — нет, но на сцену я люблю выйти в «бабочке».
— И сколько у вас дома «бабочек»?
— Много. Десяток точно.
— Красная есть?
— Есть, но я ее очень редко надеваю.
Маша Шаталина — Катя Дубакина
Из автобиографии: «Я родилась 2 ноября 1989 года в городе Севастополе. Но родители мои москвичи. Папа работает компьютерщиком. Мама — домохозяйка. Еще у меня есть старшая сестра, у которой уже подрастает сын. Она со своей семьей живет в Швеции».
— Катя, ты училась в театральной школе и по кастингу прошла на роль Маши. А до этого ты где-то снималась?
— Да, я, что называется, с одной площадки на другую. Летом прошлого года закончила сниматься в четырехсерийном сериале «Одинокое небо». Он вот-вот должен появиться на экранах.
— И при этом успеваешь учиться?
— Я сейчас в 9-м классе, но учусь экстерном в специальной школе. За следующий год планирую пройти программу 10-11-го классов и буду поступать в театральный.
— Как реагируют окружающие на то, что ты снимаешься в популярном сериале?
— Меня везде узнают. Я даже и не ожидала. Все поголовно мне говорят, что им казалось, что я больше, старше, выше. На экране крупная взрослая девица, а в жизни — такая маленькая девочка.
— А друзья?
— В этом смысле окружение изменилось, потому что я ушла из школы Галины Вишневской. Там я училась петь и параллельно занималась в музыкальной школе. С теми людьми, с которыми я раньше общалась, теперь вижусь редко.
— Героиня от тебя отличается?
— Да, конечно. Я более спокойная в жизни. У меня нет таких конфликтов с папой, потому что мои родители более понимающие. В Маше может найти свое отражение любая современная девчонка. Она добрая, независтливая, искренняя, верит во все хорошее, любит своих близких. Просто она немного наивная еще и не очень хорошо знает жизнь.
— Ты не завидуешь Маше? У тебя, наверное, не такая обеспеченная жизнь, как у дочери богатого продюсера?
— Не завидую. Даже дело не в деньгах. Я бы не хотела быть такой, как Маша. Потому что я — это я, и меня устраивает мой характер, мое положение, моя жизнь. Я считаю себя счастливой. Не завидую еще и потому, что у Маши есть деньги, но у нее огромное несчастье в жизни — у нее нет мамы. И хоть няня Вика очень любит детей, все равно она не мама.
Ксюша Шаталина — Ира Андреева
Из автобиографии: «Я родилась в 1993 году в Санкт-Петербурге. Семья моя состоит из мамы, старшей сестры Наташи, кота и крысы. Мы живем очень дружно. Правда, крыса с котом не очень любят друг друга.
Я учусь в частной школе. Здесь мне нравится больше, чем в обычной, потому что и учителя добрее, и учиться интереснее».
— Ирочка, когда я про тебя читала…
— Вы про меня читали? Ой, как клево!
— Да. Вы теперь популярны. Так вот, ты говорила, что Ксюша — она такая вся рассудительная, умная, а в жизни ты абсолютно не такая.
— Нет, ну как сказать. Это не означает, что я дура…
— Я так не думала.
— На самом деле я люблю учиться, правда, не по всем предметам. Я в 6-м классе. Катя сказала, что она любит историю, а я ее не очень люблю. Зато мне нравится математика. А Ксюша, она такая правильная, но благодаря Вике начинает исправляться. И почему-то мне мама говорит, что я даже чем-то на нее похожа.
— Сколько лет твоей старшей сестре?
— Наташе 15 лет. Вот Катя — ее ровесница. И с Катей мы дружим просто как сестры, а с Наташкой мы постоянно ссоримся, собачимся, деремся. Бьем друг друга. Я один раз решила рассказать маме, что Наташа меня бьет. Ну я ей тоже даю сдачи, конечно. А мама говорит: «Я не буду влезать в ваши дела, сами разбирайтесь!»
— Как тебя взяли на роль Ксюши?
— Моя мама здесь работала, она строила весь этот съемочный павильон и поэтому знала, какие идут съемки. Как-то она забрала меня со школы и спросила: «Хочешь пойти посмотреть, как снимается сериал «33 квадратных метра?» Я аж подпрыгнула: «Мама, ты что, шутишь! Конечно же, хочу!» Мы пошли. А там у героев якобы дочка какая-то появилась. Я с этой девочкой подружилась. Она и предложила отдать мою фотографию в базу данных. Я дала ей мое фото и уже даже как-то забыла про это. И вдруг мне звонят и приглашают на кастинг.
— Тебе не трудно играть? Например, чужого человека — актера Сергея Жигунова папой называть?
— Мы так сблизились. Мне легко называть Катю сестрой, а Пашку — братом.
— Что ты будешь делать, когда съемки закончатся?
— Мне это снится, как в страшном сне. Я представляю, как я буду реветь. Вот что я буду без них делать? Потому что сейчас, если я поссорюсь со всеми в школе и дома, то успокаиваюсь от мысли, что приду на съемки, а Катька и Пашка меня развеселят.
— Сериал «Моя прекрасная няня» тебе как фильм нравится?
— Нет. Мне не нравится сюжет. Раньше он был нормальный, а теперь потихоньку становится все глупее и глупее.
— Няня Вика в итоге, насколько я знаю, должна выйти замуж за Шаталина. Тебе кажется, это нормальный конец? Или такого не может быть: няня, которая говорит «шо», выходит замуж за образованного продюсера?
— Я думаю, что это легко может быть. Но слишком рано они начали все эти целовашки-обнимашки, наполовину признания. И уже неинтересно смотреть. Мои друзья, которые смотрят, говорят, что уже скучно.
Денис Шаталин — Паша Сердюк
Из автобиографии: «Я родился в 1990 году в Москве. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. Я играю в ТЮЗе, раньше занимался горными лыжами, боксом. Сейчас занимаюсь спортивным плаванием. Еще недавно любил встречаться с друзьями, но теперь, когда начал сниматься в сериале, на это нет ни времени, ни сил».
— Паша, ты на скрипке играешь?
— Сейчас уже нет. И скажу честно: я не хочу связать свою жизнь с музыкой. А со скрипкой — уж точно! Я сейчас играю на гитаре, и мне это нравится. Занимаюсь с учителем в музыкальной школе. Умею играть и на фортепиано. Что касается школы, то у меня домашнее обучение. Я учусь в 9-м классе в обычной английской школе. Но типа экстерна. Делаю дома все, что мне задают, и приношу. Возьмем ту же математику — то, что другие делают в школе за месяц, я делаю за 2-3 занятия с репетитором.
— Если не музыка, то что?
— Скорее всего сделаю актерскую карьеру. Из всего, чем я занимался, включая спорт, это самое интересное.
— Вот я с тобой разговариваю, и мне кажется, что ты человечек такой спокойный и рассудительный, а играешь такого отвязного хулигана.
— Просто есть ситуации, в которых нужно вести себя не так, как обычно. С тех пор, как я начал сниматься, приходится во многом себя ограничивать. Я не могу позволить себе с незнакомыми людьми на улице вести себя так, как, скажем, здесь, в студии с девчонками. Потому что показать народу, кто ты есть, и создать о себе хорошее мнение сложно, а потерять его легко. Я не скажу, что раньше делал что-то невероятное. Ну и сам по себе стал теперь старше, спокойнее.
— А что ты раньше такого делал?
— Чего только не было. Балкон как-то нечаянно подпалили, когда были в Крыму. Сейчас я такого не сделаю.
— А сцена в сериале, когда ты, чтобы всех напугать, понарошку, заканчиваешь самоубийством. И кетчуп вместо крови…
— Нет, в жизни такого никогда не было.
— Или с девочкой целоваться в душевой кабине.
— Нет. В душевой кабине нет.
— Катя, Паша, а вы в жизни целовались с другими мальчиками и девочками до того, как это пришлось делать в сериале?
— Да, конечно (хором).
— Паша, а ты в жизни такой же сердцеед, как и на экране?
— Не скажу, что я был когда-то сердцеедом. Просто если мне кто-то нравится, то буду добиваться своего. Но это тоже доходит до определенных пределов. Когда я понимаю, что человек не такой, как я о нем думал, то не продолжаю.
— А девчонки стали за тобой больше бегать после того, как ты стал сниматься в сериале?
— В школе — нет. А в жизни — да, есть такое. И пишут. Это приятно. Да, мне все говорят, что я популярный. Но сам про себя я так не думаю. Сергей Жигунов у меня пока автограф не брал.
«Российская газета» №54 (3723), 18.03.05
*