КамАЗ продал 74% акций производителя машин “Ока” — Завода малолитражных автомобилей (ЗМА), но не говорит кому. Участники рынка уверены, что пакет исчез с баланса КамАЗа не случайно: его готовят к продаже “Северсталь-Авто”, которая ищет площадку для сборки SsangYong Rexton.

Вчера КамАЗ отчитался перед Федеральной службой по финансовым рынкам о том, что продал 74,253% акций ЗМА. В сообщении не было сказано, кто теперь владеет этим пакетом. Пресс-секретарь КамАЗа Ирина Быстрова заявила “Ведомостям”, что акции ЗМА не проданы стороннему покупателю, а “в рамках программы оптимизации структуры собственности” переведены на баланс другой компании группы. Назвать нового собственника акций она отказалась.

Однако менеджеры сразу двух крупных российских автозаводов рассказали “Ведомостям”, что КамАЗ договаривается о продаже ЗМА “Северсталь-Авто”. “Именно на этой площадке в Набережных Челнах «Северсталь-Авто» может начать сборку внедорожника Rexton по лицензии корейской компании SsangYong”, — сказал один из собеседников “Ведомостей”. Другой источник говорит, что стороны уже подписали некое предварительное соглашение о покупке завода. “До завершения сделки им еще надо решить много вопросов, один из которых — будет ли продолжен выпуск «Оки» после смены собственника”, — сказал топ-менеджер.

Соглашение о лицензионной сборке было подписано в декабре прошлого года, и с того момента “Северсталь-Авто” ищет площадку для производства Rexton, запуск которого намечен на конец этого года. Однако вчера пресс-служба “Северсталь-Авто” официально опровергла информацию о том, что компания купила пакет акций ЗМА. Гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов не стал отвечать на вопрос “Ведомостей” о том, ведутся ли с КамАЗом переговоры о покупке ЗМА, заявив, что компания пока не определилась с площадкой для сборки Rexton. “Мы рассматриваем по-прежнему различные варианты — как “грин-филд”, так и “браун-филд”, — заявил он “Ведомостям”, отметив, что второй вариант компании кажется более привлекательным.

А один из членов совета директоров КамАЗа рассказал “Ведомостям”, что задача выведения ЗМА из структуры группы стояла уже давно, так как завод по сути был непрофильным: большинство предприятий группы “КамАЗ” задействовано в производстве грузовиков, а ЗМА работал самостоятельно в совершенно другой нише — малолитражных автомобилей. Однако о том, есть ли у КамАЗа реальные предложения по продаже ЗМА, он не знает. “Вопрос о продаже ЗМА не выносился на совет директоров, его решение входит в компетенцию генерального директора”, — говорит член совета.

А вот Вячеслав Смольянинов из “УралСиба” отмечает, что если “Северсталь-Авто” ищет уже готовую площадку для сборки Rexton, то вариант лучше, чем ЗМА, вряд ли можно подобрать. “Вывод с баланса КамАЗа акций ЗМА вполне может свидетельствовать о том, что какие-то переговоры действительно ведутся, и если перевод акций с баланса КамАЗа — еще не продажа их «Северсталь-Авто», то один из этапов подготовки к сделке”, — замечает он. Смольянинов отмечает, что кроме ЗМА из существующих площадок для Rexton мог бы подойти ТагАЗ, “Ижавто” или “Рослада”. “Но в отличие от ЗМА собственники этих предприятий пока не думают об их продаже”, — говорит он. По оценке Смольянинова, стоимость ЗМА может составить несколько десятков миллионов долларов.

______________________________________________________________

ПЕРЕГОВОРЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

“АвтоВАЗ” в рамках генерального соглашения с General Motors продолжает работу над новой базовой моделью, производство которой должно начаться в 2009 г., заявил председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Каданников. По его словам, обсуждается использование как платформы General Motors, так и совместно созданной платформы. “Эту будущую базовую модель в основном планируется выпускать на модернизированных мощностях “АвтоВАЗа”, — заявил Каданников, отметив, что она должна прийти на смену заднеприводным автомобилям семейства “классика”.

В 2004 г. ЗМА выпустил 41 391 автомобиль “Ока”, его чистая прибыль составила 129 млн руб. Около 74% акций завода до недавнего времени принадлежало КамАЗу. ЗМА – классическое сборочное производство западного образца, способное осуществлять сварку, окраску и сборку автомобилей в одной технологической цепочке и производить наряду с “Окой” любой другой автомобиль. В 2002 г. на заводе закончился монтаж новой окрасочной линии германской фирмы “Дюрр”.

Юлия Федоринова

Ведомости

18.03.2005, №47 (1329)

Ведомости

*