“Волготанкер” выставлен на продажу
(Ведомости). Менеджеры “Волготанкера” устали от конфликта с властями и решили продать компанию. Расстаться с крупнейшим речным перевозчиком страны они готовы за $130-140 млн. Эксперты считают эту цену справедливой в нынешних условиях, а за пакет могут побороться “Альфа-Эко”, “Промышленные инвесторы” Сергея Генералова и Виктор Олерский, владеющий долями в Северо-Западном и Волжском пароходствах.
Большую часть своего пакета — около 60% — менеджеры “Волготанкера” получили от “ЮКОСа” в середине 2000 г. “Мы продали акции менеджменту пароходства, с которым нас связывают давние партнерские отношения”, — говорил возглавлявший тогда “ЮКОС” Михаил Ходорковский. А председатель совета директоров “Волготанкера” Александр Александрович уточнял, что пакет перешел под контроль “группы физических лиц”, в том числе его самого. В начале 2003 г. менеджеры купили у инвестфонда Baring Vostok еще более 13% акций “Волготанкера”, а в июне 2003 г. Александрович объявил, что менеджмент контролирует 78% акций пароходства.
В августе 2004 г., в разгар дела “ЮКОСа”, самарская прокуратура обвинила “Волготанкер” в уклонении от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн руб. В декабре налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на 715 млн руб., проверки за 2002-2003 гг. еще продолжаются. В январе 2005 г. налоговые органы добились ареста счетов и части имущества “Волготанкера”, а в феврале самарская прокуратура предъявила шести его руководителям обвинения в мошенничестве и отмывании доходов.
Пока “Волготанкеру” удается держаться на плаву, но его менеджеры-владельцы, похоже, устали от борьбы.
В середине января они начали искать покупателя на свой пакет, рассказали “Ведомостям” топ-менеджеры трех компаний, получивших предложения о покупке 80% акций “Волготанкера”. Еще раньше — в декабре 2004 г. — для поиска покупателей они наняли Deutsche Bank, рассказали два сотрудника “Волготанкера”. Представитель Deutsche Bank Ольга Подойницына не стала комментировать эту информацию, однако источник, близкий к банку, подтвердил, что по заказу менеджеров “Волготанкера” Deutsche Bank ищет покупателя на их пакет.
Действия менеджеров “Волготанкера” были вынужденными, полагает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова.
В числе переговорщиков, с которыми менеджеры “Волготанкера” предметно обсуждали сделку, один из собеседников “Ведомостей” назвал Сергея Генералова и Виктора Олерского. Генералов через свою группу “Промышленные инвесторы” контролирует 66% акций Дальневосточного морского пароходства. Олерский — совладелец и член совета директоров Северо-Западного и Волжского пароходств. Другой источник добавил к этому списку группу “Альфа-Эко” и Мишеля Литвака, совладельца танкерной компании “Вижн Флот” и крупнейшего в России частного оператора железнодорожных цистерн “ОТЭКО”.
Источник, близкий к “Альфа-Эко”, подтвердил, что компания ведет переговоры о покупке “Волготанкера”. Олерский и Литвак через своих секретарей передали “Ведомостям”, что не готовы сейчас это комментировать. Воздержался от комментариев и Генералов, но представитель “Промышленных инвесторов” Олег Румянцев сказал, что группа не исключает приобретение такого актива.
Александрович, которому прокуратура предъявила обвинения, сейчас находится в Лондоне. Участники рынка, рассказавшие “Ведомостям” о переговорах, отмечают, что от продавцов их ведет Александрович, но сам он это отрицает. “Я был бы удивлен, если бы подобные переговоры действительно велись акционерами пароходства”, — заявил он “Ведомостям”.
Начальник аналитического управления Газпромбанка Сергей Суверов удивляется, что среди переговорщиков не упоминаются нефтяные компании. А из тех, что были названы, явных фаворитов, по его мнению, нет, а основная борьба может развернуться между Генераловым, Олерским и “Альфа-Эко”: “Генералов и «Альфа» — солидные в политических кругах фигуры, а Олерский поборется за «Волготанкер», чтобы Волжское пароходство доминировало в перевозках на Волге”.
По словам участников рынка, рассказавших “Ведомостям” о переговорах, пакет был предложен им за $130-140 млн. Кроме того, “Волготанкер”, по их словам, ставит покупателю условие погасить привлеченный в 2004 г. кредит на $120 млн. Это подтвердил источник, знакомый с позицией продавцов.
Один из потенциальных покупателей считает цену пакета завышенной — по его мнению, она не превышает $50 млн. Эксперты с ним не согласны. Справедливая цена 80% акций “Волготанкера” — около $130 млн, полагает Суверов, добавляя, что с учетом налоговых претензий и риска предъявления новых покупатель может потребовать дисконт до 50%. А Одинцова считает, что пакет стоит $130 млн даже с учетом рисков, которые берет на себя покупатель.
В 2004 г. “Волготанкер” перевез около 11 млн т нефти и нефтепродуктов. Выручка за девять месяцев 2004 г. – более 4 млрд руб., чистая прибыль – 309 млн руб. Около 80% акций контролируют менеджеры, 20% принадлежит государству.
Елена Мазнева
Мария Рожкова
Юлия Бушуева
Ведомости
18.03.2005, №47 (1329)
*