Жесткая конкуренция и падение продаж в Северной Америке привели к тому, что группа General Motors (GM) выступила с предупреждением относительно предстоящих прибылей и стоимости своих акций.

Крупнейший в мире производитель автомобилей полагает, что по результатам первых трех месяцев 2005 года его акция подешевеет на 1,5 доллара, при том что ранее компания намеревалась закончить первый квартал с нулевым приростом стоимости акций.

В январе руководство GM объявило, что в последнем квартале 2004-го чистая прибыль группы сократилась на 37% до 630 млн. долларов; годом ранее она составила 1 млрд.

С закрытием торговых площадок в среду акции GM потеряли 14% своей стоимости, опустившись на самый низкий уровень за последние 12 лет — 29,01 доллара. При этом быстро слабеют и бонды компании, оплаченные в основном в евро.

Беда не приходит одна

Сократились и ожидания группы на весь предстоящий год: теперь GM полагает, что каждая ее акция подорожает лишь на 1-2 доллара, а не на 4-5, как прогнозировалось ранее.

В связи с этими тенденциями рейтинговое агентство Standard & Poor»s снизило прогноз для GM, а это, в свою очередь, может привести к потере доверия инвесторов к автомобилестроительному гиганту и к резкому удорожанию кредитов для GM.

В дополнение ко всем плохим новостям руководство компании заявило, что оборот по итогам года ожидается отрицательный — до 2 млрд. долларов — в основном из-за падения спроса в североамериканском подразделении GM.

Сокращение производства

При этом еще 2 млрд. долларов компании нужно потратить на решение спора с итальянским концерном Fiat, а также направить немалые средства на существенную реструктуризацию всех ее операций в Европе. Чтобы вернуть прибыльность своим подразделениям в Старом Свете, GM сокращает по всему континенту 12 тысяч рабочих мест.

Но и в Америке дела обстоят не так хорошо, как раньше. «Ясно, что в Северной Америке мы столкнулись с серьезными проблемами, — заявил генеральный директор и председатель совета директоров GM Рик Вагонер. — Остальной наш автомобильный бизнес движется в соответствии или даже с опережением наших ожиданий. Однако наш крупнейший бизнес — в Северной Америке, и именно здесь ключевой источник наших прибылей и оборота. Так что очень важно, чтобы мы с этим справились».

Несмотря на запуск нескольких новых моделей в течение прошлого года, руководство GM все же вынуждено только в США сократить производственные планы на 70 тысяч автомобилей — в связи с растущей проблемой затоваривания.

Недавно компания объявила, что в феврале по сравнению с тем же месяцем прошлого года ее торговый оборот упал на 12,7%, и предупредила, что сократит производство в Северной Америке на 3%.

Основную угрозу для американских автомобилестроителей сегодня представляет вторжение на их рынок иностранцев: в феврале единственной компанией в этом секторе в США, которая сумела увеличить оборот, стал американо-германский концерн DaimlerChrysler.

Существенные куски рыночного пирога откусывают также японские и корейские производители — Toyota, Nissan, Hyundai и даже Suzuki: американский потребитель все более активно отказывается от огромных «паркетных внедорожников» и переходит на более экономичные легковые модели.

Би-Би-Си

*