Канадская авиастроительная компания Bombardier решила вступить в узкий круг фирм, выпускающих стоместные пассажирские самолеты. Президент Bombardier Пьер Бодуан объявил во время организованной вчера всемирной телеконференции, что его фирма намерена начать производство нового авиалайнера на 110—130 мест и дальностью полетов более 5,5 тыс. километров.

До сих пор канадская компания осваивала бизнес-нишу региональных лайнеров вместимостью до 90 человек. Наряду с бразильской Embraer она считается одним из двух ведущих мировых производителей этой категории самолетов. Рынок стоместных и более вместительных машин традиционно делят между собой европейский концерн Airbus и американская компания Boeing.

Однако Embraer с начала 2000 года тоже пробивается в категорию «стоместников», запустив в разработку новое семейство самолетов Embraer-190/195. Самый крупный самолет этого семейства Embraer-195, способный принять на борт до 118 пассажиров, совершил первый испытательный полет в декабре прошлого года.

Пример бразильцев, вероятно, был для Bombardier одним из доводов в пользу начала собственной новой разработки. А другим побудительным мотивом, возможно, стало падение продаж в традиционной для канадской компании категории самолетов.

Финансовый 2004/2005 год Bombardier закончила в целом лучше, чем предыдущий. За прошлый финансовый год компания поставила заказчикам 329 самолетов, что на пять машин больше, чем годом раньше. Однако статистический рост был обеспечен увеличением продаж деловых (корпоративных) самолетов. А в категории региональных пассажирских машин объем реализации сократился до 200, тогда как в 2003/2004 финансовом году их было продано 232.

Расширение диапазона производимых самолетов за счет более крупных моделей, возможно, рассматривается Bombardier как способ привлечь новых покупателей региональных самолетов. Впрочем, ниша, на которую нацелилась канадская компания, не пустует. Новому самолету Bombardier, когда он будет спроектирован, придется конкурировать с уже существующими Embraer-195, а также американским Boeing-737-600 и европейским Airbus-318.

Россия в ближайшие годы, кстати, может стать одним из активных импортеров стоместных самолетов. В нашей стране производства современных машин этой категории не налажено, и нет даже их проектов, более или менее «близких к готовности». Разрабатываемые и испытываемые сейчас модели RRJ и Ан-148 имеют меньшую вместимость (70—90 пассажиров). А уже выпускаемые лайнеры семейства Ту-204/214 по вместимости больше (до 210 пассажирских кресел).

Михаил КУКУШКИН

N°44

17 марта 2005 Время новостей

Время новостей

*