Давно известно, распродажа — прекрасный способ сэкономить, ведь всевозможные магазины снижают цены на товар из прошлой коллекции от 30 до 70%, о чём и стремятся сообщить своим покупателям, украшая свои витрины завлекательными значками: «SALES, SOLD, SALE PRICE, %%». И ты, как безумная, устремляешься в широко распахнутые двери, чтобы купить понравившуюся вещь (начиная от обуви и одежды и заканчивая бытовой техникой и мебелью) в несколько раз дешевле. Ты набираешь охапки всевозможных блузочек, юбок или пиджаков, устремляешься в примерочную и долго и мучительно выбираешь: «Какую кофточку купить: белую в черный горох или черную в белый горох? В той, которая в белый горошек, я похожа на Марину Влади. Та, которая в черный горох, меня стройнит…» В результате ты приобретаешь две блузы одной модели, но разных расцветок, а также брюки, сумочку, пояс, шарфик и платье. С опустошенным кошельком, нагруженная авоськами, но бесконечно счастливая, вприпрыжку идешь домой… чтобы, еще раз примерив свои обновки, спросить: «А на кой черт я все это купила?!»

Так называемый «синдром распродажи», коим, получается, заболела и ты, является реальной проблемой и серьезно рассматривается западными психологами. Его суть в том, что человек клюет на контраст между старой и новой ценой или на само слово «скидка» на этикетке и практически бессознательно отдает деньги, не обращая внимания на бесполезность приобретаемого товара. Он знает, что в начале цены на всю коллекцию снижаются на 30%, потом — на 50% и ближе к концу — на 70%. Конечно, в данном случае магазины уже не просто скидывают наценку, но и продают вещи ниже себестоимости (это нормальная практика, потому что в противном случае на складах останутся горы нереализованного товара). Поэтому ты, я, твои и мои подруги и знакомые хватаем порою ненадобные тряпки и штучки.

Но, надо сказать, потратив всю зарплату на очередном сезонном «сейле», мы с тобой отделались малой кровью. Ведь распродажи, оказывается, могут быть опасны для жизни. Как, например, в Великобритании — в городе Эгмонтон. Там на недавней распродаже (февраль 2005г.) в крупнейшем магазине IKEA в давке и драках серьезные ранения получили 20 человек. По словам очевидцев, у многих посетителей с собой были бейсбольные биты и арматура, которые использовались как весомые аргументы в спорах за дешевую мебель. Пострадавшие сообщили полиции, что охрана в страхе бежала, когда поняла, сколько народу пришло в магазин. «Люди прыгали на диваны, ложились на них плашмя и обхватывали их руками. Другие пытались стащить их за ноги. Люди тянули друг друга в разные стороны и кричали: «Мое, мое!» Это было настоящее безумие», — вспоминает один из посетителей. Дело в том, что в тот день «гвоздем» распродажи был фирменный диван IKEA, который можно было купить за треть цены — 91 доллар. Именно вокруг этого дивана и развернулись настоящие бои. Однако даже те посетители, которые все-таки смогли заполучить диваны, не могли чувствовать себя в безопасности. Одного покупателя пырнули ножом у автостоянки. Правда, полиция так до сих пор и не подтвердила, был ли этот инцидент связан с распродажей.

Поэтому Бог с ними, с деньгами, заработаем еще!

Елена Истомина, главный редактор

16.03.2005

женский журнал Клео

*