Никто ничего не видел, никто ничего не сказал учителям и не известил полицию. Дюжины школьников промолчали из страха, стыда или равнодушия. В немецких школах царит атмосфера скрытого насилия.

«Тёрлесс по звукам определил, что они стянули с Базини одежду и хлестали его чем-то тонким, гибким». Воспитанник интерната слышит в темноте приглушенные призывы о помощи, издаваемые его школьным товарищем, слышит дыхание мучителей, но остается в тени и не вмешивается.

Роман Роберта Музиля «Смятение воспитанника Тёрлесса» появился 98 лет назад, но он со скурпулезной точностью отражает то, что происходило и на прошлой неделе в Хильдесхайме и Вальпертскирхене, Кобурге и Ганновере: школьники истязают школьников, школьные товарищи наблюдают.

Атмосфера скрытого насилия царит в немецких школах 2004 года: никто ничего не видел, никто ничего не сообщил учителям или полиции, дюжины школьников молчали из страха, стыда или равнодушия.

Насилие среди школьников приобретает новые качества.

Несмотря на то, что каждый взрослый вспомнит о драках в школьном дворе в пору своей юности, сегодня распространено мнение, будто в никогда еще в немецких школах не было так много так много насилия. На самом деле это мнение ошибочно. Школьные психологи и социологи приводят доказательства того, что насилия среди школьников не стало больше.

Но кое-что все же изменилось. Насилие приобрело новые качества. Издевательства стали более жестокими.

Насилие в молодежной среде возникает, прежде всего, из-за социальной изоляции. Особенно жестокие случаи насилия среди зафиксированных были совершены теми, кто живет в бедности и не имеет перспектив в будущем.

Насилие совершается и в гимназиях, где учатся школьники из материально обеспеченных семей, но здесь оно тоньше, так как сильнее социальный контроль, более внимательны родители, более значимы нормы морали.

Нет, насилие совершают, прежде всего, неудачники, не имеющие шансов в будущем и протестующие против такого положения вещей. Часто это дети иммигрантов из социально неблагополучных семей, молодые люди, пережившие насилие в семье. В этом-то и заключается проблема: у этих молодых людей низкая самооценка, а из-за своего криминального поведения они еще больше становятся аутсайдерами.

Это не отнюдь не оправдание для насильников. Но отсюда следует, что речь идет не просто о насилии в школе, а о неудавшейся интеграции подростков, которые оказались выброшенными из нормальной жизни.

Действия по образцам рынка.

Доказательство тому – найденные у мучителей в Хильдесхайме и Вальпертскирхене видеокассеты и диски: не имея шансов на получение профессии и, следовательно, заработок они истязают своих товарищей по школе перед камерами, чтобы затем продать отснятое.

Таким образом, они действуют по образцам рынка, который отмежевался от них, и они действуют по законам того единственного мира, в котором они чувствуют себя уверенно: мира СМИ. Согласно исследованиям, старшеклассники смотрят телевизор до шести часов в день – это те молодые люди, чьи успехи в школе ниже среднего и которые уже ни на что не надеятся.

Однако школы оставлены один на один со своими проблемами: они, якобы, должны заниматься с отстающими, воспитывать гражданское мужество, учителя должны быть более внимательными. Несколько учеников, может быть, будут изгнаны из школы, в качестве напоминания родителям об ответственности за собственных детей. Политики требуют поместить малолетних преступников в закрытые учреждения.

Нужно выработать общую концепцию

Недостаточно просто зажечь лампы в темных школьных коридорах и поставить камеры слежения в школьных дворах. Необходимо разработать общую концепцию, которая была бы воспринята с таким же воодушевлением, как поддержка одаренных детей. Например, можно было бы распределять детей иммигрантов по детским садам по определенному справедливому критерию, так как это повысило бы их шансы к интеграции.

Дети должны понять, что в жизни есть и другие удовольствия, кроме телевизора. В районах с высоким числом неграмотных нужно создать больше молодежных центров, центров трудоустройства.

Больше делать для социально незащищенных молодых людей – вот чем стоит заняться политикам, ибо это те, кто в будущем может нанести сильный удар. Общество, махнувшее рукой на эту часть подрастающего поколения, создает себе проблему, которая в будущем ударит по нему же самому с двойной силой.

Перевод Екатерины Кулагиной «Самара Сегодня»

*