Статьи УК, наказывающие лишением свободы сроком до пяти лет за уклонение от уплаты налогов или сокрытие имущества, за счет которого производится их взыскание, действуют и сейчас. Но в МВД считают, что неплательщиков карать надо жестче.

Как заявил заместитель руководителя правового управления МВД России Илья Кучеров, в 2004 году к уголовной ответственности за налоговые преступления было привлечено около 7 тыс. человек, в 2000 году налоговая полиция доводила до суда 40 тыс. дел в год. Снижение показателей господин Кучеров связывает с административной реформой. «Сейчас она уже закончена, и мы надеемся вскоре выйти на прежние показатели», — заявил он.

Налоговые преступления, по подсчетам МВД, в прошлом году нанесли ущерб бюджету 75 млрд руб. (для сравнения: все прочие экономические преступления — 40 млрд руб.), при этом возместить в бюджет из этой суммы удалось лишь 8 млрд руб. Любопытно, что хуже всего расследуются налоговые преступления в Санкт-Петербурге. Заместитель начальника следственного комитета МВД Борис Гаврилов сетует: «В Москве и Московской области раскрыто около 250 таких правонарушений, а в Санкт-Петербурге, к великому нашему стыду, за прошлый год расследовалось всего два дела». Всего по стране за прошлый год зафиксировано 2,8 тыс. фактов уклонения от налогов физическими лицами, 3,5 тыс. — организациями, 360 — налоговыми агентами, не исполнившими своих обязательств. Выявлено также 1,1 тыс. фактов сокрытия имущества.

Бороться с «черными» зарплатами МВД предлагает жесткими мерами типа введения в статью 199.2 УК дополнительной ответственности налоговых агентов. То есть бухгалтерий предприятий, обязанных передавать фискалам сведения о зарплатах работников и перечислять их 13-процентный подоходный налог. По словам заместителя руководителя правового управления МВД России Ильи Кучерова, преступлением будет считаться не только неисполнение таких обязанностей в личных интересах, но и в пользу других лиц. Таким образом, главному бухгалтеру, не оформившему и не сдавшему расчет по налогу на доход физического лица в «интересах налогоплательщика», может грозить штраф в размере 100—300 тыс. руб. или лишение свободы на срок до двух лет.

Может быть исключена из УК так называемая проблема «трех финансовых лет». Сейчас факт уклонения от уплаты налогов в крупных размерах доказывается на показателях трех финансовых лет, но должны ли идти эти годы подряд друг за другом или их можно «надергать» из предыдущих десяти лет, УК разъяснений не дает. По мнению г-на Кучерова, этот термин, ввиду его неточности, надо исключить. Однако отсутствие конкретных временных рамок может дать проверяющим новые основания для применения санкций, так как срок давности по уголовным статьям — десять лет.

Подготовка этих поправок осуществляется в рамках программы по совершенствованию налогового администрирования, сказал г-н Кучеров. И зачем-то вдруг добавил: «В Китае незаконное возмещение НДС карается смертной казнью, но этот метод не применим к российским налогоплательщикам».

Зато, по мнению экспертов, говорить не то что об ужесточении, а вообще о наличии какой бы то ни было уголовной ответственности за налоговые преступления со стороны государства некорректно. По словам председателя экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаила Орлова, за последние пять лет было принято 66 законов, дополняющих неясные понятия Налогового кодекса, 29 из них были приняты в прошлом году. «Если по налогу на прибыль Минфин обнародовал новые декларации на восемь дней позже крайнего срока отчетности, миллионы плательщиков сразу стали преступниками», — сказал г-н Орлов. Но государственным чиновникам все это сходит с рук. По словам заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, проблема даже не в том, что нужно вносить поправки в налоговое или уголовное законодательство для защиты плательщика. Просто сегодня считается нормальным, что всех налогоплательщиков государство постоянно держит на крючке уголовного преследования.

www.rokf.ru

*