Государство обязательно найдет необходимые средства для реконструкции и существенной модернизации Большого театра и Мариинки.

Об этом вчера на совещании с главными действующими лицами двух «золотых» для бюджета страны проектов заявил Владимир Путин. Осталось лишь ответить на главный вопрос: сколько именно на это понадобится денег?

В роли главных лоббистов проектов вчера в хоровом зале Большого театра, где и проходило ключевое для культуры совещание, выступали руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, а также непосредственные руководители Большого и Мариинки. Перед собой они поставили очень трудную задачу — убедить сразу трех министров: Александра Соколова, Алексея Кудрина и Германа Грефа в том, что необходимые им для успешной реализации задуманного 37 миллиардов рублей — вполне разумная сумма. Владимир Путин, как и было задумано, приехал на совещание для того, чтобы наконец рассудить стороны и в который раз взять реализацию и этих проектов под свой личный контроль.

Хорового исполнения не получилось — о слишком крупных суммах шла речь. После полуторачасовой беседы, каждое слово выступающих в которой в буквальном смысле стоило сотни миллионов рублей, выяснилось, что, во всяком случае пока, президент больше склонен поддержать сторону министров, которые настаивают на серьезном сокращении предполагаемых расходов. «Представляемые вами цифры от совещания к совещанию только увеличиваются, — начал охлаждать пыл творцов-оппонентов Герман Греф. — Это огромные цифры. Надо их сокращать. Мы не сможем профинансировать 25 миллиардов рублей на реконструкцию Большого». В утвержденном проекте модернизации Мариинки заложена куда более «скромная» сумма — около 12 миллиардов. И все же и она уже в два раза больше проектной, добавил Греф.

Первоначально его участие в совещании не планировалось. И все же он приехал, чтобы поддержать своих коллег по правительству. «Мы очень глубоко уходим под землю, — добавил Александр Соколов (в проекте реконструкции Большого предусмотрено строительство нескольких подземных этажей до 20 метров под историческим фундаментом театра). — Эксперты высказывают очень тревожные замечания. Поэтому нужно три раза перекреститься, прежде чем пойти по этому пути». «Очевидно, придется сокращать аппетиты», — продолжил министр. При этом от своих первоначальных обещаний правительство не отказывается. В следующем году планируется удвоить выделяемые из бюджета средства на реконструкцию двух театров. А уже к 2007 году эта сумма станет еще в пять раз больше. Впрочем, заметил Греф, конкретными цифрами пока оперировать рано. Согласно распоряжению кабинета министров оба проекта должны пройти окончательную проверку в соответствующих министерствах. Однако полной документации туда пока не поступило. Кроме того, уже начавшаяся реконструкция Мариинки подтверждает опасения ведомства Грефа — освоение выделенных средств, к примеру, идет с отставанием от графика.

«У правительства, пожалуй, самая сложная задача». — Казалось, еще немного и министр камня на камне не оставит от предложенных проектов. «У вас задача самая простая — дать денег», — вмешался президент. «Но нам хотя бы не придется петь и танцевать», — поддержал шутливый тон беседы Алексей Кудрин и практически сразу стал очень серьезным: «Ближайшие несколько месяцев для подготовки трехлетнего бюджета будут ключевыми». Тем самым он дал понять, что, если их оппоненты наконец не представят реальные (существенно урезанные) бизнес-планы, вопросы с финансированием могут стать чересчур проблематичными.

Впрочем, ни президент, ни министры не намерены откладывать реализацию этих проектов в долгий ящик. И причин тому достаточно много. Все полностью согласны с тем, что реконструкция театров давно назрела. И Большой, и Мариинка являются культурными символами России, которые просто физически устарели. Превращать их реконструкцию в долгострой нельзя хотя бы потому, что творческая жизнь многих звезд оперы и балета слишком коротка.

«Все должно быть прозрачно и понятно, — согласился с оппонентами Михаил Швыдкой, — речь идет об огромных деньгах. Всех они интересуют. Однако хочу заметить, что на Большом и Мариинке не заработаешь, зарабатывать надо на доходных домах». А заодно предложил освободить проекты от НДС и таможенных сборов, так как около 20 процентов расходов по реконструкции приходится именно на эти составляющие.

«Я бы рекомендовал действовать великодушно, но не глупо. Нужно привлечь серьезные мировые компании, которые будут жестко определять, сколько что стоит», — поддержал Швыдкого художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев. Выяснилось, что одна такая, а именно фирма BMG, уже предложила свои услуги, причем совершенно бесплатно, на спонсорских началах. «Это очень известная компания, но не единственная. Самые бесплатные в конечном счете оказываются самыми дорогими», — одернул теперь другую сторону президент. Не совсем ясно Владимиру Путину, как проект реконструкции Мариинки выиграл французский архитектор Доминик Перо, если реализация его идеи стоит почти в три раза больше предложенного конкурсной комиссией лимита в сто миллионов долларов. «Это связано прежде всего с тем, кто, когда и с какой газетой говорил», — был совсем неубедительным Гергиев.

Стало очевидным, что стороны полностью исчерпали запас доводов в свою пользу. «Говорят, что у денег нет совести, а сам факт того, что заявленная сумма постоянно увеличивается, говорит, что все исполнители хотят на этом заработать, — подвел черту Путин. — Ничего удивительного в этом нет. Главное, чтобы наши затраты и их доходы были в рамках существующих в мире норм». Насколько хорошо стороны поняли его слова, президент будет периодически проверять в ходе личных встреч: «Будем эту работу на разных этапах обсуждать у меня в Кремле. Если будут сложности, я готов вам помочь». Предложение Владимира Путина, очевидно, устроило всех.

«Российская газета» №51 (3720), 16.03.05

*