В понедельник вечером в Тольятти застрелили 42-летнего Юрия Никитина (Никита), одного из самых влиятельных местных авторитетов, под контролем которого находилась значительная часть автомобильного бизнеса региона.

Около девяти вечера Никитин подъехал к дому по Баныкина, 20, где проживала его знакомая. Он уже подходил к подъезду, как по нему был открыт огонь из автомата и пистолета. Один киллер стрелял из подвального окна, второй со двора. У Никитина была внушительная охрана: один сотрудник ЧОПа и двое милиционеров отдела вневедомственной охраны УВД Тольятти. Сведения по поводу поведения телохранителей весьма противоречивы. По одним данным, после начала стрельбы раненый Никитин бросился в подъезд, а милиционеры, наоборот, — в другую сторону. Как бы то ни было, скрыться Никитину не удалось. Его и 33-летнего охранника Сергея Соловьева нашли мертвыми в подъезде с огнестрельными ранениями спины и груди. Один из милиционеров, Андрей Тарасюк, получил огнестрельное ранение в живот и был доставлен в больницу.

По описаниям киллеры были одеты в камуфляжную форму и скрылись на автомобиле ВАЗ-2114, угнанном в тот же день от одного из торговых центров Тольятти. С места происшествия были изъяты автомат Калашникова, пистолет Макарова и рация.

Юрия Никитина называют одним из патриархов тольяттинской преступности. Он стоял у истоков ныне самой могущественной в городе группировки Владимира Вдовина (Напарника) и отвечал в ОПГ за силовые акции. По одной из версий, именно Никитин выступил организатором бандитской войны, разразившейся в Тольятти в 1990-х годах вокруг отгрузки вазовских автомобилей. ОПГ Напарника противостояла «волговская» группировка авторитета Дмитрия Рузляева (Большой). Сам Рузляев был убит в 1998 году, а большинство его подручных были либо истреблены, либо получили сроки за совершение заказных убийств и других преступлений. Последние руководители «волговских», Владимир Пчелин и Владимир Воробей, уехали из города, будучи вынуждены скрываться и от «коллег» из противоборствующих банд, и от правоохранительных органов. Вряд ли Пчелин и Воробей по прошествии стольких лет решили свести с Никитой счеты, но исключать версию, связанную с заказными убийствами прошлых лет, правоохранительные органы тоже не будут.

Основная версия тем не менее связана с экономической деятельностью Никитина. Известно, что он контролировал значительную часть тольяттинского автобизнеса. Говорят, что к середине 1990-х ни один автомобиль не мог быть продан без «визы» Напарника, Никиты, Большого или других авторитетов. Позднее, после операции «Циклон», проведенной спецподразделениями МВД на «АвтоВАЗе», прямое влияние на вазовскую отгрузку преступных группировок было устранено, но косвенно они продолжали контролировать торговлю автомобилями через «своих» менеджеров и торговые фирмы. Есть сведения, что Никита также сохранил контроль над рядом крупных дилеров «АвтоВАЗа». Кстати, числился он заместителем директора прямого вазовского дилера фирмы «Аура», поставляющей автомобили в ряд регионов России.

В последний раз Никита попадал в поле зрения правоохранительных органов полтора года назад в связи с исчезновением двух предпринимателей, занимавшихся торговлей некомплектными или битыми автомобилями, которые продавались ВАЗом по сниженной цене. Была версия, что предприниматели работали под «крышей» Никиты и были устранены им после попытки выйти из-под контроля ОПГ. Но тела пропавших так и не нашли, и дело было приостановлено.

Убийство Никиты может быть связано и с дележом рынка ГСМ. В тольяттинских СМИ неоднократно появлялась информация о том, что в Самарской области распространено производство паленого бензина, который получают как путем воровства из нефтепроводов, так и путем переработки некоторых побочных нефтепродуктов, получаемых при производстве, например, каучука на заводе «Тольяттикаучук». ОПГ Вдовина якобы имела немалую долю в этом бизнесе, и ее интересы пересекались с интересами других тольяттинских группировок. Например, Христиана Михнова (Крест) и Игоря Сиротенко (Сирота). Конкуренция между бандами была поводом для неоднократных конфликтов, заканчивавшихся, впрочем, мирными переговорами. Летом прошлого года Крест был застрелен, после чего большая часть его бизнеса отошла Сироте. Не исключено, что ОПГ Напарника, в частности Никитин, претендовала на часть имущества Креста, что стало поводом для нового конфликта.

15.03.2005

Павел Каледин

ГАЗЕТА

*