«РГ» публикует приказ минздравсоцразвития о порядке осуществления деятельности семейного врача. Согласно новым правилам, медики отныне сами должны вести активное наблюдение за состоянием здоровья своих подопечных. Семейный доктор будет оказывать лечебную помощь разным возрастным группам — как малюткам, так и старцам. Итак, все копья сломаны, все разговоры о том, каким быть и быть ли вообще семейному врачу, позади. Сегодня «РГ» публикует Приказ министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)».

На первый взгляд может показаться, что документ этот заинтересует только самих медиков, поскольку он очень подробно регламентирует именно их деятельность. Буквально все расписано по пунктам: каким должен быть «Паспорт врачебного участка общей (семейной) практики», как этот самый паспорт заполнять, каким должен быть «Дневник работы врача общей практики (семейного врача)» и как его заполнять. Приказ предписывает пересмотр программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по принципу общей врачебной практики (семейной медицины). И так далее. И сроки исполнения кратчайшие — 1 апреля нынешнего года.

И все же смею утверждать, что публикуемый документ относится не только и даже не столько к самим медикам. Да, тем, кто станет работать в рамках нового приказа, придется пройти серьезную переподготовку, чтобы соответствовать новым требованиям.

Скажем, необходимо будет вести профилактическую работу, оказывать лечебную помощь в разных возрастных группах — от малютки до старца. Не ждать вызова на дом или посещения лечебного учреждения человеком, которого настиг тот или иной недуг, а, так сказать, упреждать: то есть сами медики должны вести активное наблюдение за состоянием здоровья своих подопечных.

Согласитесь, это несколько иные отношения между медиками и нами. Это некая надежда на то, что отныне мы не будем считать себя брошенными, получим уверенность: есть у нас семейный доктор, на которого можно положиться. Особенно он уместен в глубинке, где с медицинской помощью постоянная напряженка.

Семейный доктор станет наблюдать и только что родившегося ребенка, и престарелого инвалида. Он, вместе с органами социальной защиты, организует медико-социальную помощь одиноким, престарелым, семьям из социально незащищенных групп населения, хроническим больным, нуждающимся в уходе. Если есть необходимость, то именно семейный врач направит вас на консультацию к специалистам для стационарного или восстановительного лечения. И санаторно-курортную карту выдаст он. Более того, ему дано право осуществлять наблюдение за пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи и в амбулаторно-поликлинических условиях, и в условиях стационара. Выходит, что, по-хорошему, мы отныне должны быть под колпаком врача общей практики, причем за это с нас денег не возьмут: это бесплатная медицинская помощь.

Но и сам семейный медик будет под постоянным контролем: ему предписано ежедневно в конце дня заполнять «Дневник работы». Причем если помощь была оказана в этот день нескольким членам семьи, то отчитаться нужно за всех.

Те, кто прочитает публикуемый документ с особой дотошностью, наверняка сравнят его с деятельностью столь привычных нам участковых терапевтов. Если вам повезло и вас курирует не один год опытный, внимательный участковый врач, то он как раз и соответствует статусу врача общей практики. И с этим невозможно не согласиться. Но врач общей практики, согласно публикуемому документу, оказывает медицинскую помощь более высокого уровня.

Предпочтительнее было бы называть его «семейным врачом», а «общую практику» заключать в скобки — как-то это теплее, человечнее. Но не станем придираться к словам. Наберемся терпения и дождемся более квалифицированной, более доступной, более надежной медицинской помощи. И ничего, что многое из того, что записано в документе, должно быть выполнено к первому апреля. Семейный врач — нешуточное дело.

Ирина Лозовская

Дата публикации 16 марта 2005 г.

«Российская газета»

*