Немногим сегодня известно, что еще в довоенном 1939 году Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР принял важнейшее для страны «О строительстве и реконструкции отечественных самолетных и авиамоторных заводов». В Куйбышеве на станции Безымянка решено было создать базу для данной отрасли.

Война резко ускорила этот процесс. В наш город были эвакуированы крупнейшие предприятия авиационной промышленности: Московский завод №1, Воронежский завод №18, Московский моторостроительный завод №24, Тульский оружейный завод №525, выпускавший авиапулеметы, Подольский завод №125, готовивший броню, Киевский завод авиационного вооружения и многие другие оборонные предприятия. Едва закончив разгрузку, они немедленно приступали к выпуску боевой техники, а попутно выполняли срочные правительственные заказы.

В ноябре 1941 года по личному заданию И.В.Сталина завод аэродромного оборудования приступил к вооружению учебных самолетов У-2 для использования их при защите Москвы. Для этого на фанерном «кукурузнике» устанавливались приспособления для сбрасывания авиационных бомб весом от 25 до 100 килограммов, а в кабине второго пилота устанавливался пулемет ШКАС. Буквально за 10 дней специалисты завода изготовили чертежи на оснастку, разработали технологию установки вооружения. Ночные легкие бомбардировщики, как стали называть эти машины, получились простыми и безотказными. Они помогли отстоять столицу и находились на вооружении до самого конца войны. На них летали летчицы 588-го бомбардировочного полка.

Но основной продукцией куйбышевских заводов стали штурмовики ИЛ-2. За годы войны их было выпущено 36 163. Уже в первые месяцы их производства стала ощущаться острая потребность в инженерных кадрах. 16 марта 1942 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял постановление:

1. Просить Государственный Комитет Обороны разрешить открыть в г. Куйбышеве авиационный институт на базе существующего индустриального института, сохранив факультет боеприпасов.

2. Закрепить за авиационным институтом весь наличный педагогический персонал индустриального института и учебное оборудование.

3. Предложить директору завода № 24 т.Жезлову освободить переданные под общежития рабочим учебный и административный корпуса индустриального института за счет переселения рабочих в другие помещения.

4. Считать целесообразным открыть при авиаинституте вечернее отделение без отрыва от производства.

Новый институт принял студентов 1 октября 1942 года. Вузу было предоставлено два учебных корпуса: на Молодогвардейской, 151 и на Ульяновской, 18. Директором был назначен Ф.И.Стебихов. Занятия вели 55 преподавателей — ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов страны. Среди них — будущий вице-президент АН СССР И.Д.Миллионщиков, член-корреспондент АН Белорусской ССР М.Г.Крейн, профессора А.М.Сойфер, Н.И.Резников, М.И.Разумихин и другие.

Под девизом «Все для фронта, все для победы» институт создавал творческие бригады ученых и заводских инженеров, которые решали важные научно-технические и организационные задачи, направленные на повышение производительности и качество труда. С помощью таких бригад был, например, налажен поточный метод производства, который помог резко увеличить выпуск самолетов и авиадвигателей. В короткие сроки были освоены самолеты-штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10, истребитель МиГ-3. Куйбышев стал крупным центром авиационной промышленности страны.

Институт достались старые, давно не ремонтировавшиеся помещения. Поэтому летом 1943 года была создана бригада студентов в количестве 90 человек, которая занялась ремонтом зданий, кабинетов и лабораторий. Другая бригада занималась заготовкой дров для института и для города. Напилив 2 тысяч кубометров дров и обеспечив институт топливом на зиму, студенты шли на практику на Безымянские заводы. Учеба и труд во время войны были неразделимы.

За три военных года в авиаинституте была создана прочная база по подготовке инженерных кадров для авиационной промышленности. Многие выпускники вуза стали известными учеными, конструкторами космических ракет, а сам институт в сентябре 1992 года получил статус аэрокосмического университета. Ныне он носит имя С.П.Королева, имеет семь дневных и пять вечерних факультетов, где обучается более девяти тысяч студентов. Среди семисот преподавателей — более ста профессоров и докторов наук, в том числе Дмитрий Ильич Козлов, ученый с мировым именем, создатель самых надежных в мире ракет-носителей космических кораблей. Процесс обучения и научных исследований в университете обеспечивают 46 кафедр, более 40 научно-исследовательских лабораторий. СГАУ — это крупнейшая в нашей стране кузница аэрокосмических кадров.

*