В российской столице начала работу оценочная комиссия Международного олимпийского комитета, цель которой изучение возможностей Москвы принять летние Олимпийские игры 2012 года. В течение четырех дней члены делегации МОК будут оценивать готовность города с профессиональной точки зрения. Корреспондент «Времени новостей» Ольга Ермолина решила собрать свои оценки и провела заочный «круглый стол» с участием председателя комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, народного артиста СССР Льва Дурова и олимпийского чемпиона по прыжкам в воду Дмитрия Саутина.

— Если Москва выиграет предвыборную гонку и станет столицей Игр 2012 года, что это даст городу и стране?

Валерий Драганов: — Во-первых, проведение Олимпийских игр в Москве будет способствовать оживлению инвестиционных процессов, что, несомненно, повлечет за собой позитивные экономические результаты. Во-вторых, Олимпиада даст мощный толчок приобщению к спорту значительных масс, поскольку не секрет, что сейчас пошла тенденция на профессионализацию спорта, и это в какой-то степени перекрывает массовость занятий физкультурой. В-третьих, спортивные объекты, которые уже имеются и будут построены к Играм, надеюсь, впоследствии превратятся и в культурные очаги, ведь еще древние говорили, что в здоровом теле — здоровый дух. В-четвертых, Олимпиада изменит к лучшему имидж нашей страны. И, наконец, что особенно важно для меня, проведение Олимпиады будет способствовать развитию инфраструктуры «малого бизнеса». Сейчас его доля в нашей экономике непростительно мала.

Лев Дуров: — Самое главное, что Олимпиада повлияет на престиж нашей страны. Понятно, что организация Игр повлечет большие затраты, но, думаю, что существует и материальная выгода от этого мероприятия.

Дмитрий Саутин: — Плюсы в связи с проведением Олимпиады в Москве очевидны, и я думаю, их даже не стоит перечислять. Достаточно вспомнить Олимпиаду-80 и то, как преобразилась Москва, сколько было построено новых спортивных объектов, и не только спортивных, например, появился новый международный аэропорт Шереметьево-2. Я надеюсь, что если Москва победит на выборах, то уже один этот факт изменит отношение к спорту в стране. Мне хочется верить, что появится много новых бассейнов, поскольку я занимаюсь прыжками в воду, и мне эта тема близка. Увеличится число прыжковых секций, которых во времена моего детства было великое множество, а сейчас их можно по пальцам руки посчитать.

— Понятно, что при выборе будущей столицы будут оцениваться все стороны жизнедеятельности города, и тем не менее, если бы вы были членом МОК, какой критерий поставили бы во главу угла?

В.Д.: — Главным критерием при выборе столицы Игр должна стать компактность расположения спортивных объектов. Наш заявочный комитет, насколько я знаю, планирует провести все олимпийские соревнования, включая даже регату, в одном городе. И это очень весомый аргумент в нашу пользу. Кроме того, в российской столице уже имеются и функционируют современные спортивные сооружения, в том числе и главный стадион «Лужники». И это, думаю, тоже сыграет немаловажную роль при выборе будущей олимпийской столицы.

Л.Д.: — У Москвы есть все основания принять Олимпиаду. Равно, как и у других городов-кандидатов. Надеюсь, что все решится в справедливой и честной борьбе. Мне как москвичу хочется, чтобы победил наш город, который является одним из лучших и красивейших в мире.

Д.С.: — Я бы поставил во главу угла проблему безопасности. Перед зимней Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити и накануне летней в Афинах тема терроризма практически заглушила все остальные, связанные с подготовкой к Играм. Создавалось впечатление, что кто-то даже спекулировал на ней, а в итоге некоторые спортсмены просто не поехали на Игры. Возможно, мое мнение поддержат не все. Но я рассуждаю как непосредственный участник нескольких Олимпиад и могу сравнивать, что было до 2001 года и что стало после. Спортсмены, которые отправляются на Игры, должны быть уверены, что с ними не случится нечто подобное тому, что произошло в Мюнхене в 72-м. Да и их родители должны знать, что дети вернутся домой живыми. Им и без этого предстоит пережить немало волнений.

— Как бы вы использовали спортивные сооружения, которые остаются после завершения Олимпийских игр?

В.Д.: — Я считаю, что с 9 утра до 9 вечера все спортивные объекты города должны быть отданы детям. С тем, чтобы они могли заниматься физкультурой БЕСПЛАТНО. Взрослые пусть приходят на стадионы в оставшееся время, поскольку и они должны следить за своим здоровьем и обязательно заниматься спортом.

Л.Д.: — К сожалению, в последнее время многие спортивные сооружения были отданы под вещевые рынки, и слава богу, что постепенно ситуация меняется. Возвращая спорт на стадионы, мэр Москвы Юрий Лужков действует очень разумно. Я считаю, что все спортивные площадки в первую очередь должны быть отданы детям. А то до недавних пор и в дворовый футбол было негде поиграть.

Д.С.: — Самое главное, чтобы эти спортивные объекты стали доступными для всех категорий граждан. А то зачастую дети, которые хотят заниматься спортом, не имеют такой возможности. Что толку сетовать, что россияне не занимаются спортом — у многих просто нет денег, чтобы за это заплатить.

— Через две недели после Олимпийских игр в этом же городе стартует Параолимпиада — Игры для людей с физическими недостатками. Проведение Параолимпиады в Москве, на ваш взгляд, изменит менталитет россиян и их отношение к инвалидам в целом?

В.Д.: — Параолимпиада, безусловно, изменит отношение россиян к людям с физическими недостатками. Если сравнивать то, как относятся к инвалидам за границей и у нас — небо и земля. Отношение к инвалидам — ахиллесова пята нашего общества. Мы нуждаемся в некой встряске. Думаю, что проведение Параолимпийских игр привнесет новые элементы этики в нашу культуру, что просто необходимо.

Л.Д.: — Думаю, что проведение Параолимпиады изменит наше отношение к инвалидам. Без волнения смотреть на такие соревнования нельзя. Но я считаю, что они нужны не только людям с физическими недостатками, поскольку помогают им почувствовать себя полноценными членами общества, но и в первую очередь здоровым. Глядя на участников таких турниров, как будто слышишь их слова, обращенные к нам: «Мы пересиливаем себя, занимаемся спортом, добиваемся результатов, бьем рекорды, а вы, здоровые, забыли дорогу на стадион».

Д.С.: — Надеюсь, что проведение Параолимпиады перевернет наше представление о людях с физическими недостатками, да и вообще изменит их жизнь в бытовом плане. Не секрет, что сегодня многие из сограждан не в состоянии не то, что добраться до стадиона, а зачастую не могут выйти за пределы своей квартиры. И если в Москве будут созданы необходимые условия для передвижения инвалидов по городу, посещения театров, спортивных мероприятий, это станет хорошим примером для других городов страны.

Чем вам запомнилась Олимпиада-80, проходившая в Москве?

В.Д.: — На мой взгляд, главный вывод московских Игр — признание Советского Союза, в то время страны — участницы «холодной войны», полноправным членом демократического мира. То, что случилось 20 лет назад, когда Москве доверили провести Олимпиаду, было неким знаком — «пусть вы и закрытая страна, но мы протягиваем вам руку». Это было очень мудрое решение со стороны Международного олимпийского комитета. И по своей организации московская Олимпиада (пусть и с помощью административного ресурса) стала одной из лучших за всю историю Игр. Во время той Олимпиады я служил за 12 тысяч километров от Москвы на Дальнем Востоке. Но тем не менее мне посчастливилось в эти дни побывать в столице на совещании по долгу службы. Впечатления от поездки остались на всю жизнь. Это было все равно, как побывать на другой планете. Наверное, сейчас все будет по-другому, но ощущение праздника, думаю, останется неизменным.

Л.Д.: — Каждая Олимпиада запоминается, потому что это очень яркое событие. Сидишь у телевизора, болеешь за своих спортсменов и орешь, как сумасшедший. Конечно, в памяти остаются прежде всего имена чемпионов, их достижения. Но московская Олимпиада, и я, наверное, не буду оригинален, запомнилась очень трогательным моментом, когда во время закрытия Игр в небо взмыл олимпийский мишка. До этого и после этого я видел много церемоний закрытия Игр, помпезных, красивых, ярких, но та московская… Весь стадион плакал. Это было торжественно и, главное, очень трогательно.

Д.С.: — Во время московской Олимпиады мне было всего шесть лет. И все мои воспоминания о ней — это талисман, игрушечный мишка. Возможно, если бы я был москвичом, то в памяти остались какие-то другие яркие воспоминания, но сам я из Воронежа. Но, скорее всего, именно благодаря той Олимпиаде родители отдали меня в спорт, еще не думая о том, что через несколько лет их сын станет олимпийским чемпионом.

Время новостей

***