(НИ). Сегодня Всемирный день защиты прав потребителя. В России права потребителей законодательно тоже защищены, причем по самым высоким международным стандартам. Но на практике эти нормы нарушаются на каждом шагу. Всемирный день защиты прав потребителей начали отмечать в 1983 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Дата выбрана не случайно. 15 марта 1961года тогдашний президент США Джон Кеннеди выступил в конгрессе с речью, в которой провозгласил четыре основных права потребителей: на безопасность товаров, на информацию, на выбор товаров и право быть выслушанным. Позднее Международный союз потребителей добавил еще четыре: право на удовлетворение основных потребностей потребителя, на возмещение ущерба, на потребительское просвещение и на здоровую окружающую среду.

Сегодня США по-прежнему лидируют в этой сфере. Там суды традиционно стоят на стороне потребителей. Некоторые примеры американского судопроизводства могут показаться нам забавными курьезами. Например, некто мистер N нашел на помойке электродрель. Пытаясь включить ее дома, он получил травму – дрель-то, ясное дело, была неисправна, иначе бы не выбросили. Однако N подал в суд на фирму-производителя, выиграл дело и получил денежную компенсацию. Как было сказано в решении суда, «фирма-производитель выпустила товар, ставший причиной увечья потребителя».

В России несколько иная ситуация. У нас рынок действует по другим законам, и клиентского гнева боятся редко. Правда, как заверили «НИ» эксперты обществ защиты прав потребителей, добиться справедливости можно практически всегда – было бы желание, время и настойчивость. Труднее всего призвать к ответу фирмы-однодневки и компании, занимающиеся дистанционными продажами. Имея дело с ними, клиент часто не знает, куда обращаться с претензиями.

Отстаивать свои права придется, возможно, даже в самой безобидной ситуации.

Так, хотя компании обязаны предоставлять информацию о себе, включая точный фактический адрес, как правило, дело ограничивается абонентским ящиком. Найти такую фирму практически невозможно. Как сообщили «НИ» в Московском обществе защиты потребителей (МОЗП), юристы засыпали письмами компанию «Астро Трейд», но в суд ее представители так и не явились. Фирма запомнилась многим благодаря назойливой рекламе паропылесосов и чудодейственных ванночек для ног. Цены на них, по мнению экспертов, завышены сверх всякой меры. Например, ванночки продаются за 48 тыс. руб., хотя рыночная цена подобных товаров – полторы тысячи.

Главную опасность, по мнению экспертов МОЗП, представляют продаваемые по почте лекарства и пищевые добавки. Даже если они и безвредны для организма, за время их приема болезнь прогрессирует. Бывали случаи, когда подобные «лекарства» приводили на больничную койку. Несколько лет назад серьезно пострадал мужчина, поверивший рекламе средства «Золотой конек», увеличивающего потенцию. Или предлагаются лекарства от глазных болезней, которые лечатся только операционным путем.

В сфере здравоохранения и связанных с этим областях злоупотребления тоже не редкость. Наша читательница Оксана Р. рассказала о своих злоключениях при оформлении полиса добровольного медицинского страхования в столичном страховом агентстве «Садко». По договору, уже с 3 марта она, заплатив все положенные деньги, должна была получить право на лечение в выбранной ею поликлинике. Однако договор не вступил в силу и вчера, 14 марта. Попытки добиться правды у руководителя компании Максима Маркелова окончились для Оксаны безрезультатно. Нашей газете тоже не удалось получить в агентстве вразумительных объяснений. Главный бухгалтер «Садко» Татьяна Маричева смогла лишь сказать, что подобные случаи «крайне редки». При этом заявила, что они, как правило, происходят по вине самих клиентов, неправильно заполнивших форму. Но для тех же клиентов, как выяснилось, руководство «Садко» заготовило другую версию: мол, не все деньги прошли через банк. А согласно закону «О защите прав потребителей», «в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 3% цены оказания услуги». Наша газета будет следить за развитием ситуации вокруг «Садко».

У каждой фирмы есть множество уловок, как заработать на клиентах, готовых мириться с нарушением своих прав. Как отмечают организации, защищающие права потребителей, предприниматели будут чувствовать свою безнаказанность до тех пор, пока обращения в суд не станут общепринятой практикой.

ПАВЕЛ ЧЕРНЫШОВ

«Новые Известия»

15.03.05

вторник

«Новые Известия»

***