Не маслом единым. Как переписывают историю Казани
(РК). «Вечная Казань» — так называется выставка исторической живописи Фирината Халикова, открывшаяся в столице Татарии. Содержание картин, над тематикой которых художник работал последние 15 лет, полностью соответствует представлениям руководства республики об истории края.
Об открытии достаточно скромной экспозиции из двух десятков полотен было сообщено как о крупном культурном событии в жизни республики. Тем не менее, уже через день мне пришлось долго упрашивать сотрудников национально-культурного центра (НКЦ) «Казань», чтобы меня пропустили в зал. Но не потому, что все билеты были проданы. Просто с утра тут не было ни одного посетителя, поэтому автор выставки отправился домой, заперев помещение. «Он обычно здесь сидит, а сегодня пораньше ушел», — сообщила мне смотрительница, отправляясь за запасным ключом. «Что мало ходят?» — поинтересовался я. «Мало, — честно призналась женщина. – Его ведь уже все у нас знают, все посмотрели. А нынешнюю выставку он так уж устроил, на всякий случай. Хочет Тукаевскую премию получить…».
«Светозарная Казань», «Выезд хана», «Приезд послов из Москвы», «Суд хана», «Прощание Сююмбеки», «Взятие Казани», «Последний бой у мечети Кул-Шариф» — названия картин, выставленных сегодня в НКЦ, говорят сами за себя. Большинство работ сделаны в монументальной манере – холст, масло, но есть и карандашные эскизы. Однако везде – ностальгия по славному прошлому Казанского ханства, везде — мудрые правители, добрый народ, чудесная природа, — все, как было здесь до страшного нашествия жестоких завоевателей — русских. А в том, что они были страшны и жестоки, сомнений после осмотра экспозиции не возникает. Лица у агрессоров искажены алчностью и злобой, позы воинственные, и самое печальное, их очень много…
О художнике Халикове в республике действительно знают. Примерно десять лет назад в кабинетах высокопоставленных чиновников Татарстана начали появляться необычные картины, написанные в жанре исторической фантазии. Панорамы «ханской Казани», сюжеты о борьбе с русскими завоевателями, — все полотна так или иначе затрагивали тему утраченной татарской государственности и коварства оккупантов. Причем художник не стеснялся следовать «передовым научным разработкам» местных творцов истории. И если им верить, то Казанский кремль еще в 15-м веке был каменным, на месте нынешних соборов стояли мечети (а кое-где их просто перестроили в церкви), а знаменитая башня Сююмбеки (памятник русской архитектуры 17-го века) – дело рук татарских зодчих…
На картинах Халикова видно, что все значительные архитектурные сооружения в Казани построены еще до ее взятия (даже нынешний новострой – мечеть Кул-Шариф), татарский народ до прихода русских колонизаторов жил мирно и счастливо, а покорить город удалось только благодаря численному превосходству и предательству отдельных выродков татарского народа типа хана Шах-Али. Такое видение истории просто не могло не понравиться нынешним правителям, севшим на царство в Казанском кремле в конце 20-го века.
«Труд художника, который взял на себя задачу отразить на своих полотнах прошлое, тяжел и неблагодарен», — написано на сайте Фирината Халикова. Однако маэстро повезло. Его старания по «отражению прошлого» заметил сам президент Минтимер Шаймиев. Для художника, который приехал на историческую родину из Кирова (родился в Донецке, в 1957 году), интерес к творчеству со стороны руководителя республики стал счастливым случаем и путеводной звездой. Халиков получил «стол и кров» от президентских щедрот – просторную мастерскую, массу выгодных заказов…
Сегодня его картины украшают казанскую мэрию, татарстанский парламент и президентский дворец. Иметь работы Фирината Халикова считается среди местных чиновников престижным и патриотичным. Иллюстрации с его гипотетически-реалистических полотен вошли в учебники и методички, рекомендованы для показа в школах. Единственное, чего пока нет у живописца альтернативной истории – Государственной премии РТ имени Г. Тукая. Но это – вопрос времени…
«Халиков не морализирует, не делает никаких выводов, он просто воспроизводит на полотнах исторические события из жизни своего народа», — подчеркивается в аннотации к выставленным работам. Но… «Своим талантливейшим творчеством через изобразительное искусство Фиринат Халиков возвращает нас к осознанию, что мы — татары — имели богатейшую историю – нашу государственность! Ведь так не хочется говорить о плохом. Однако, не проходит и дня, чтобы Москва не преподносила очередную акцию или очередную провокацию против Татарстана! Высокое значение творчества художника заставляет нас задуматься, оценить сегодняшнюю ситуацию событий в жизни»… А это признание только что написал Халикову в книге отзывов благодарный посетитель.
Повторять, что история пишется один раз, а переписывается неоднократно, здесь, в Татарстане можно до бесконечности. «Нам каждый друг и брат, но более всех тот, кого сегодня мир татарином зовет», — такой эпиграф встречает посетителей на одном из местных «общественно-исторических» сайтов. Братство народов в Татарии уже лет десять как приобрело свои степени и градации. А определить тон, заставить посмотреть на все под нужным углом – вот задача для настоящего мастера.
Алексей ДЕМИН
«Русский курьер»
№ 491 2005-03-15
*