Правительство США перешло на новые отношения с прессой
Правительство США меняет тактику при размещении в американских СМИ информационно-пропагандистских материалов о своей деятельности, сообщает газета «Нью-Йорк таймс».
По данным журналистского расследования, отдельные структуры администрации США, в частности, госдепартамент, переходят от продвижения в СМИ готовых положительных материалов в сторону предоставления СМИ «составных частей» для подготовки статей и видеосюжетов.
Подобная тактика стала применятся после разразившегося скандала в начале года, когда стало известно, что администрация США занимается производством и размещением положительных видеосюжетов о своей деятельности на телевидении, причем телезрители воспринимают сюжеты как обычную работу журналистов.
Таким образом, получается, что журналист готовит собственный материал, но все-таки использует «нужную» информацию правительственых структур.
Ранее бушевская администрация умело использовала один из инструментов PR — готовые новостные материалы. По крайней мере 20 федеральных агентств за последение четыре года подготовили несколько сотен таких материалов пропагандистского толка. Многие были показаны по местному телевидению без предупреждения, что к их подготовке имеет отношение правительство. Размещение подобных материалов без ссылки на источник противоречит этическим нормам журналистики. Данные журналистского расследования газеты показывают, что руководство телекомпаний, не желая получить дополнительную «головную боль» закрывает глаза на подобные профессиональные недочеты.
В виде примера газета приводит вышедшие ранее видеосюжеты на американском телевидении. «Спасибо Буш, спасибо Америка», — говорит с экрана телевизора американец иракского происхождения в Канзас-Сити, комментируя взятие Багдада американскими войсками. Второй сюжет рассказывает еще об одном «успехе» администрации Буша: укрепление авиационной безопасности. Корреспондент говорит, что «это самая впечатляющая кампания в авиационной безопасности». Третий сюжет, показанный в январе, рассказывает о решении американской администрации открыть рынки для фермеров.
«Для телезрителя каждый из этих сюжетов ничем не отличается от обычных новостей, которые они смотрят», — сообщает газета. Однако «иракский» материал был сделан госдепом, утверждает газета. Корреспондент, сделавший сюжет о мерах безопасности в авиационной сфере, — профессиональный сотрудник пресс-службы администрации транспортной безопасности, а сюжет о фермерах был подготовлен пресс-службой сельскохозяйственного департамента. Авторами таких материалов являются либо бывшие журналисты, либо профессионалы в сфере связей с общественностью.
Более того, группа журналистов получала от правительства гонорары за статьи, поддерживающие политику администрации.
Так, журналистка Мэгги Галахер получила от отдела здоровья и услуг населению $21,5 тысячи за материалы, рассказывающие о правительственной программе поддержки брака. В ее статьях неоднократно рассказыалось об инициативе Буша, связанной с сохранением института брака.
Журналист Армстронг Уильямс также работал на правительство. Он получил от отдела образования $240 тысяч на производство различных печатных и видеоматериалов о программе по предоставлению дополнительных образовательных услуг социально незащищенным детям. При этом журналисты не сообщали о том, что работают на правительство и пользуются специально подготовленной для них информацией.
В докладе Демократической партии США, представленном парламентскому Комитету по правительственной реформе, в частности говорится, что администрация Буша потратила в 2004 году $88 миллионов на оплату услуг журналистов и структур, занимающихся связями с общественностью.
После опубликования доклада президент США запретил администрации пользоваться платными услугами независимой прессы. В связи с этим администрация и перешла на новые отношения с прессой. Теперь правительство поставляет СМИ лишь часть материалов, однаку ту часть, которая говорит о достижениях администрации Буша, а никак не о провалах.
*