(НИ). Из 600 тысяч километров российских автомобильных дорог 480 тысяч не соответствуют самым элементарным нормативным требованиям и нуждаются в срочном ремонте. Эти данные прозвучали в субботу на совещании по вопросам транспортных коммуникаций в Муроме. Бедственное состояние дорожного покрытия, по данным Госавтоинспекции России, является причиной гибели более 12 тыс. человек ежегодно. Однако средств на дорожный ремонт ни в федеральном бюджете, ни в регионах нет.

По данным Федерального дорожного агентства, финансирование дорожного хозяйства России за четыре последних года сократилось в три раза. В 2000 году выделялось 333 млрд. руб., а в 2005 году – лишь 111 млрд. «Если сейчас финансирование не изменить коренным образом, – заявил глава агентства Олег Белозеров, – то доля автомобильных дорог, соответствующих требованиям безопасности, с нынешних 24% к 2010 году снизится до 5%». Таково долгое эхо принятого два года назад правительством РФ решения о ликвидации территориальных дорожных фондов.

Как сообщает собкор «Новых Известий» в Волгоградской области Станислав Анищенко, магистрали областного центра ремонтируются обычно в двух случаях: либо по ним уже просто нельзя проехать (дорожные службы не латают разрушенный участок сразу, а дожидаются, когда придет в негодность большая часть полотна), либо к приезду высоких гостей. Правда, результаты аврального «ремонта» не заметны уже через пару-тройку месяцев.

«Я предпочитаю ездить на служебной машине – личную просто жалко, – поделился с корреспондентом «НИ» один из депутатов Волгоградской областной думы, попросивший не называть его имени. – Дороги Волгограда – просто позор. Причем я говорю об основных магистралях, проходящих через весь город. То, что творится внутри кварталов, нужно просто видеть».

По мнению специалистов, недофинансирование ремонтных работ в самое ближайшее время приведет к тому, что многие местные предприятия, балансирующие на грани разорения, окончательно обанкротятся. Дорожные хозяйства будут проданы, а созданные на их месте частные предприятия не станут работать без своевременной оплаты, а то и предоплаты. По прогнозу руководителя комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному фонду Волгоградской областной думы Ангара Полицимако, региональное дорожное хозяйство в этом году будет недофинансировано на 200 – 300 млн. рублей.

Нижегородский собкор «НИ» Сергей Анисимов сообщает, что не так давно в Нижнем Новгороде побывал замминистра транспорта РФ Игорь Слюняев и оценил качество ремонта дорог на «три с минусом». По мнению федерального чиновника, покрытие дорог не соответствует стандартам, всюду выпирают стыковочные швы и спайки, разметка нечеткая, бордюрные камни неряшливо отделаны. В оправдание мэр Нижнего Вадим Булавинов заметил, что город не успевает даже ремонтировать старые дороги – не то, что строить новые.

Он отметил, что финансирование должно быть целевым. Это означает, что регионы и впредь не должны формировать собственные дорожные фонды. Вместе с тем спикер СФ признал бедственное положение дорожного строительства и поделился своим, довольно своеобразным рецептом выхода из ситуации. По мнению г-на Миронова, источниками финансирования дорог могли бы стать проценты от экспорта нефти и газа, обязательного страхования автогражданской ответственности, а также таможенные пошлины на ввозимые иномарки.

Дискуссия продолжается. Между тем бедственное состояние дорожного покрытия, по данным Госавтоинспекции России, является причиной гибели более 12 тыс. человек ежегодно.

Впрочем, о территориальных дорожных фондах, за счет которых все-таки удавалось хоть как-то латать дорожное полотно, вспоминают сегодня не только в Нижнем. На 99% они формировались за счет поступлений от налога на пользование автомобильными дорогами. Налог взимался со всех юридических лиц. С начала 2003 года он был отменен. Власть мотивировала свое решение многочисленными злоупотреблениями и махинациями со стороны губернаторов.

Теперь у субъектов Федерации есть две группы источников финансирования дорожного строительства: целевые налоги, в том числе транспортный, и акцизы на нефтепродукты. Однако собираемые суммы столь ничтожны, что представители регионов неоднократно обращались в правительство с просьбой вернуться к прежнему механизму формирования источников финансирования дорожного строительства. Например, в Ярославской области на дороги удается собрать в среднем чуть больше 800 млн. руб. в год,

тогда как только на ремонт требуется около 1 млрд. В Новосибирской области, несмотря на стопроцентную, как уверяют местные власти, собираемость всех региональных налогов, бюджет не в состоянии финансировать дороги в том же объеме, как это было во времена существования дорожного фонда.

Минфин тем временем категорически против возврата к старому. Алексей Кудрин считает, что бюджеты регионов имеют достаточно собственных средств для финансирования строительства и ремонта дорог. И если бы губернаторы направляли на эти цели земельный и транспортный налоги, акциз на нефтепродукты, 1,5% ставки налога на прибыль, то в целом по стране в 2004 году можно было бы потратить на дороги 204 млрд. руб. Реально же регионы в своих бюджетах предусмотрели только 112 млрд.

У заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаила Задорнова этому есть свое объяснение. «При отмене дорожного налога регионам обещали компенсировать потери дополнительными отчислениями налога на прибыль, увеличением ставок и перераспределением акцизов на горюче-смазочные материалы, – говорит депутат. – Однако все доходы от акцизов на ГСМ сконцентрировались примерно в 10–13 регионах, где имеются крупные нефтеперерабатывающие заводы. Все остальные территории остались ни с чем».

В конце прошлой недели позицию Минфина поддержал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он отметил, что финансирование должно быть целевым. Это означает, что регионы и впредь не должны формировать собственные дорожные фонды. Вместе с тем спикер СФ признал бедственное положение дорожного строительства и поделился своим, довольно своеобразным рецептом выхода из ситуации. По мнению г-на Миронова, источниками финансирования дорог могли бы стать проценты от экспорта нефти и газа, обязательного страхования автогражданской ответственности, а также таможенные пошлины на ввозимые иномарки.

Дискуссия продолжается. Между тем бедственное состояние дорожного покрытия, по данным Госавтоинспекции России, является причиной гибели более 12 тыс. человек ежегодно.

ВАЛЕРИЙ ВИРКУНЕН

«Новые Известия»

14.03.05

понедельник

«Новые Известия»

*