Долгое время серый цвет ассоциировался с унынием и безликостью. Но в этом сезоне дизайнеры решили изменить ситуацию. В своих последних коллекциях самые известные дома моды предлагают одежду серого цвета самых разных оттенков.

Образ мелкого клерка, который чувствует себя маленьким винтиком в мире большого бизнеса, впервые привлек внимание кинематографистов в 50-х гг. прошлого столетия. Режиссеры задумались, как передать в одежде новых героев все однообразие и незначительность их бытия. Так родился образ человека в сером. Он идеально отражал характер мелкого служащего и даже фигурировал в названии одного популярного фильма того времени: “Человек в сером фланелевом костюме” (The Man in the Gray Flannel Suit).

Казалось бы, серый цвет не может стать источником вдохновения для кого бы то ни было. Ведь он вызывает в нашей памяти бесконечную вереницу отрицательных образов. Например, британцы думают о “людях в сером” как о мрачных типах, которые творят темные дела. Серые районы городов ассоциируются с мрачными страхами не только у горожан, но и у туристов — попав туда, считают многие из них, словно теряешь контроль над своей жизнью. А психиатры и вовсе утверждают, что серый вызывает приступы неуверенности.

Но удивляться тому, что кинематографисты выбрали именно его, все-таки не стоит. Серый стал метафорой скучной и бесцветной жизни служащего крупной компании. Он поражал своей неопределенностью; в нем не было ни бесконечных оттенков, которыми богаты другие краски, ни графичной строгости белого и черного цветов. Одежда этого цвета служила своего рода камуфляжем в большом городе. Человек в сером бесследно растворялся в толпе. Его невозможно было узнать, словно на нем лежала печать анонимности.

Сегодня грустные образы 50-х канули в прошлое. “Если вы покупаете дежурный костюм, то учтите, что серый сейчас самая модная цветовая гамма, — говорит, например, лондонский портной Чарли Аллен, который шьет костюмы на заказ. — Еще два года назад все заказывали пиджаки и брюки темно-синего цвета. Теперь же почти все костюмы, которые я шью, имеют серый оттенок. Мужчины считают, что темно-синий цвет немного официален и типичен для мира корпораций. А в сером присутствует изящный европейский дух. Более того, он интернационален. У серого костюма есть еще одно преимущество. Его можно носить как каждый день, так и по особым случаям. Я бы сравнил его с японским творогом тофу. С чем его ни перемешай, он все равно не теряет своего особого вкуса”.

Несколько лет подряд синий всех оттенков — совсем темного, яркого и, наоборот, спокойного — был самым популярным цветом в консервативной мужской бизнес-среде. Но теперь серый одержал победу. Так, костюмы этого цвета представили публике многие дизайнеры высокой моды. К примеру, в мужской коллекции Хельмута Ланга были серые вещи всех оттенков — от светло-серого до почти черного металлического. Prada продемонстрировала утренний костюм умеренного серого цвета. А Джил Сандер показала публике легкие костюмы темно-серого цвета, а также мягкие блейзеры, джинсовые пиджаки, рубашки и кожаные галстуки бледно-серого оттенка. Эта же цветовая гамма присутствовала в коллекции Джорджио Армани. Даже Пол Смит добавил в свою знаменитую коллекцию ситцевой одежды серые блейзеры и блейзеры в серую полоску. Его осенне-зимняя коллекция предлагает еще более широкий спектр серых вещей разных оттенков.

Серый бывал в моде и прежде, начиная с эпохи ар-деко в 1920-х гг. и заканчивая эрой неоклассической архитектуры, которая наступила в 1980-х гг. Теперь же у этого цвета появились постоянные поклонники в мире моды. “Мне нравится использовать серые ткани, — рассказывает дизайнер Агнес Б, которая предлагает в этом летнем сезоне светло-серые льняные костюмы и хлопковые пиджаки холодного стального оттенка. — Я считаю, что серая одежда здорово смотрится в городе, где она сочетается с сероватым бетоном зданий. Я использую для пиджаков и рубашек ткани с разными оттенками этого цвета. Он достаточно изыскан. Серые вещи можно надевать одну на другую, оставаясь при этом элегантным. Я считаю его более мягкой альтернативой черному цвету”.

“Чаще всего люди предпочитают темно-серый цвет. К сожалению, они забывают о том, насколько разнообразно количество оттенков серого. Ведь в одежде этого цвета можно выглядеть супермодным, если, например, надевать серые вещи с зелеными или розовыми. Серый цвет воспринимается сегодня совсем по-новому”, — объясняет Фиона Ферт, специалист по закупкам мужской одежды сети английских универмагов Harvey Nichols.

“Сейчас в коллекциях много одежды разных цветов. Но среди этого многоцветья есть и серый. Многие годы он считался слишком будничным цветом, чтобы быть модным, — говорит Марк Бэверсток, закупщик сети магазинов Matches. — Однако мужчины немного устали от темно-синего и черного цветов. Мы думаем, что этим летом особое предпочтение будет отдаваться светло-серому оттенку”. А дизайнер Ричард Джеймс, чья осенне-зимняя коллекция включает бледно-серые и кремовые вещи с полосками пастельных цветов, добавляет: “Светло-серые костюмы прекрасно смотрятся летом. Я бы даже сказал, что они выглядят яркими”.

В ателье Gieves & Hawkes, что находится на знаменитой лондонской улице Сэвил Роу, полагают, что костюмы серого цвета, особенно более официальных, темных оттенков, пользуются сегодня повышенным спросом. Марк Хендерсон, управляющий директор ателье, убежден: серый цвет “может порождать массу положительных, мужественных образов — он ассоциируется со сталью и со скалами”. Однако в основе успеха серого цвета его практичность. “Голубая рубашка с голубым пиджаком смотрятся слишком женственно, — говорит Хендерсон. — В то же время большинство бизнесменов носят именно белые или голубые рубашки. Им не хочется надевать поверх них синий пиджак. Серый — более универсальный цвет. Вещи этой цветовой гаммы не такие маркие, и мелкие соринки не видны на них так, как на синей одежде. Кроме того, серый пиджак выглядит более респектабельно”.

Хендерсон — практик. Он говорит больше о конкретных достоинствах серых вещей, а не об образах, которые те создают. Но, на мой взгляд, серые костюмы можно было бы похвалить и за то, и за другое. Они этого определенно заслуживают. (FT, 19.02.2005, Мария Подцероб)

Джош Симс

11.03.2005, №42 (1324)

Ведомости

*